Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н
Тьютор |
Специалист по учебно-методической работе
Должностные обязанности. Выполняет методическую работу по планированию и организации учебного процесса. Организует формирование учебных планов по направлениям (специальностям) подготовки студентов (бакалавров, специалистов и магистров) в соответствии с образовательными стандартами. Осуществляет распределение учебной нагрузки между факультетами, отделениями и кафедрами. Составляет ведомости выполнения почасовой нагрузки кафедр. Составляет учебное расписание преподавателей, расписание выполнения лабораторных, практических работ, семинаров, консультаций обучающихся (студентов, слушателей). Контролирует наличие и выполнение учебных планов кафедр, индивидуальных планов преподавателей, программы читаемых курсов лекций на предмет соответствия образовательному стандарту. Проверяет наличие учебной документации на кафедрах: рабочих программ курсов, расчета учебной нагрузки на учебный год (семестр), планов работы учебно-вспомогательного персонала, протоколов заседаний кафедры, журналов учета лабораторных работ, домашних заданий, курсового проектирования, списка тем дипломных проектов, списка руководителей дипломных и курсовых проектов, расписаний лабораторных работ, приема домашних заданий, проведения консультаций. Осуществляет оперативное регулирование выполнения учебного процесса. Фиксирует отклонения в выполнении учебной нагрузки с целью урегулирования расписания занятий и недопущения отклонения от образовательного стандарта. Корректирует ведомости выполнения учебной (почасовой) нагрузки. Осуществляет компьютерную обработку получаемой информации. Руководит разработкой системы рейтингов обучающихся (студентов, слушателей), составляет рейтинги, отвечает за обеспечение доступа к ним. Координирует освещение образовательного процесса на сайте структурного подразделения образовательного учреждения. Анализирует и представляет руководству сведения о причинах академической задолженности обучающихся (студентов, слушателей), отсева обучающихся (студентов, слушателей), а также отчеты по выполнению учебной нагрузки преподавателями. Готовит предложения по величине государственного задания и государственного заказа по подготовке бакалавров, специалистов и магистров и иных обучающихся на будущие периоды, по распределению численности профессорско-преподавательского (педагогического) персонала по кафедрам в зависимости от учебной нагрузки, выполняемой кафедрой. Составляет график использования аудиторного фонда для занятий с обучающимися (студентами, слушателями).
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования и науки; локальные нормативные акты образовательного учреждения; основные технологические процессы, правила и приемы работы по направлениям деятельности образовательного учреждения; методические и нормативные документы по организации учебного процесса, составлению учебно-методической документации и обеспечению учебного процесса; требования образовательного стандарта по направлениям подготовки (специальностям) образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Специалист по учебно-методической работе I категории - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по учебно-методической работе II категории не менее 3 лет.
Специалист по учебно-методической работе II категории - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по учебно-методической работе не менее 3 лет.
Специалист по учебно-методической работе - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
Должностные обязанности. Выполняет методическую работу по планированию и организации учебного процесса. Организует формирование учебных планов по направлениям (специальностям) подготовки студентов (бакалавров, специалистов и магистров) в соответствии с образовательными стандартами. Осуществляет распределение учебной нагрузки между факультетами, отделениями и кафедрами. Составляет ведомости выполнения почасовой нагрузки кафедр. Составляет учебное расписание преподавателей, расписание выполнения лабораторных, практических работ, семинаров, консультаций обучающихся (студентов, слушателей). Контролирует наличие и выполнение учебных планов кафедр, индивидуальных планов преподавателей, программы читаемых курсов лекций на предмет соответствия образовательному стандарту. Проверяет наличие учебной документации на кафедрах: рабочих программ курсов, расчета учебной нагрузки на учебный год (семестр), планов работы учебно-вспомогательного персонала, протоколов заседаний кафедры, журналов учета лабораторных работ, домашних заданий, курсового проектирования, списка тем дипломных проектов, списка руководителей дипломных и курсовых проектов, расписаний лабораторных работ, приема домашних заданий, проведения консультаций. Осуществляет оперативное регулирование выполнения учебного процесса. Фиксирует отклонения в выполнении учебной нагрузки с целью урегулирования расписания занятий и недопущения отклонения от образовательного стандарта. Корректирует ведомости выполнения учебной (почасовой) нагрузки. Осуществляет компьютерную обработку получаемой информации. Руководит разработкой системы рейтингов обучающихся (студентов, слушателей), составляет рейтинги, отвечает за обеспечение доступа к ним. Координирует освещение образовательного процесса на сайте структурного подразделения образовательного учреждения. Анализирует и представляет руководству сведения о причинах академической задолженности обучающихся (студентов, слушателей), отсева обучающихся (студентов, слушателей), а также отчеты по выполнению учебной нагрузки преподавателями. Готовит предложения по величине государственного задания и государственного заказа по подготовке бакалавров, специалистов и магистров и иных обучающихся на будущие периоды, по распределению численности профессорско-преподавательского (педагогического) персонала по кафедрам в зависимости от учебной нагрузки, выполняемой кафедрой. Составляет график использования аудиторного фонда для занятий с обучающимися (студентами, слушателями).
Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования и науки; локальные нормативные акты образовательного учреждения; основные технологические процессы, правила и приемы работы по направлениям деятельности образовательного учреждения; методические и нормативные документы по организации учебного процесса, составлению учебно-методической документации и обеспечению учебного процесса; требования образовательного стандарта по направлениям подготовки (специальностям) образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Специалист по учебно-методической работе I категории - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по учебно-методической работе II категории не менее 3 лет.
Специалист по учебно-методической работе II категории - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности специалиста по учебно-методической работе не менее 3 лет.
Специалист по учебно-методической работе - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.
Учебный мастер
Должностные обязанности. Организует работу техников и лаборантов по подготовке лабораторных работ, семинарских занятий, практических занятий. Снимает показания приборов, используемых в работе. Проводит профилактические осмотры используемого в работе оборудования и приборов, организует поверку приборов, оперативно принимает меры по устранению выявленных неполадок. Обеспечивает рабочее состояние лабораторного оборудования. Принимает участие: в монтаже, наладке, проведении регламентных работ лабораторий и кафедр; составлении планов развития лабораторной базы кафедры, расширения использования новейших образовательных технологий; разработке и вводе в эксплуатацию новых лабораторных установок, стендов, приборов и оборудования; в разработке технической и методической документации по использованию оборудования в учебном процессе. Следит за правильностью эксплуатации лабораторного фонда приборов и оборудования. Присутствует на лабораторных и практических занятиях с целью устранения различного рода неполадок и сбоев в работе приборов, стендов, установок и оборудования. Проводит демонстрацию работы на лабораторном оборудовании, демонстрацию действия приборов, стендов, установок, объясняет обучающимся (студентам, слушателям) правила их эксплуатации и использования в практических занятиях и в лабораторных работах. Проводит занятия с обучающимися (студентами, слушателями) о правилах работы с контрольно-измерительными приборами и инструментами, на лабораторном оборудовании, стендах, установках. Проводит с обучающимися (студентами, слушателями) инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, электробезопасности, разъясняет правила соблюдения режимов энерго- и теплосбережения. Следит за состоянием учебных мест, техники, приборов, оборудования, за их обновлением, заменой комплектующих изделий и наличием запчастей к нему. Следит за обновлением учебных, учебно-методических пособий, макетов, стендов.
Должен знать: локальные нормативные акты образовательного учреждения; нормативные и методические документы по организации учебного процесса, составлению учебной документации и обеспечению учебного процесса; правила организации и регулирования учебного процесса; основные технологические процессы и приемы работы по направлениям деятельности образовательного учреждения; правила эксплуатации, монтажа, ремонта используемого оборудования; порядок и правила работы на стендах и установках, на которых проводятся лабораторные работы, практические занятия и семинары; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Учебный мастер - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 2 лет.
1. Общие положения
1.1. Специалист по учебно-методической работе относится к категории специалистов.
1.2. На должность специалиста по учебно-методической работе принимается лицо, имеющее высшее образование по направлению подготовки (специальности), соответствующей профилю структурного подразделения образовательной организации, и стаж работы по направлению подготовки (специальности), соответствующей профилю образовательной организации, не менее ___ лет.
1.3. Специалист по учебно-методической работе должен знать:
· законодательную систему Российской Федерации;
· законы, подзаконные акты и иные нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность образовательной организации;
· основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
· правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
· правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.4. Специалист по учебно-методической работе обязан проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
1.5. Специалист по учебно-методической работе в своей деятельности руководствуется:
1) законодательством Российской Федерации в сфере образования;
2) учредительными документами образовательной организации (уставом);
3) правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
4) положением о структурном подразделении образовательной организации;
5) федеральными государственными образовательными стандартами;
6) приказами, распоряжениями и указаниями руководителя образовательной организации, локальными нормативными актами, регламентирующими образовательный процесс в образовательной организации;
7) настоящей должностной инструкцией;
8) иное (указать )
1.6. Специалист по учебно-методической работе подчиняется ___________________ (указать должностное лицо образовательной организации ).
2. Должностные обязанности
специалиста по учебно-методической работе
· Выполняет методическую работу по планированию и организации учебного процесса.
· Организует формирование учебных планов по направлениям (специальностям) подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
· Осуществляет распределение учебной нагрузки между структурными подразделениями образовательной организации.
· Составляет ведомости выполнения педагогической нагрузки структурных подразделений.
· Контролирует наличие и выполнение учебных планов образовательных программ, индивидуальных планов педагогических работников на предмет соответствия федеральному государственному образовательному стандарту.
· Проверяет наличие учебно-программной документации в структурных подразделениях образовательной организации.
· Осуществляет оперативное регулирование выполнения учебного процесса. Фиксирует отклонения в выполнении учебной нагрузки с целью урегулирования учебного графика, расписания занятий и недопущения отклонений от образовательного стандарта.
· Корректирует ведомости выполнения учебной (почасовой) нагрузки. Осуществляет компьютерную обработку получаемой информации. Руководит разработкой системы рейтингов преподавателей и обучающихся, составляет рейтинги, отвечает за обеспечение доступа к ним.
· Координирует освещение образовательного процесса на сайте структурного подразделения образовательной организации.
· Анализирует и представляет руководству сведения о причинах академической задолженности обучающихся, отчислений обучающихся, а также отчеты по выполнению педагогической нагрузки.
· Готовит предложения по величине государственного задания и государственного заказа по подготовке выпускников на будущие периоды, по распределению численности педагогических работников.
· Составляет график использования аудиторного фонда для занятий с обучающимися.
3. Требования к специалисту по учебно-методической работе
Специалист по учебно-методической работе должен знать:
· законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области образования и науки;
· локальные нормативные акты образовательной организации; основные технологические процессы, правила и приемы работы по направлениям деятельности образовательной организации;
· методические и нормативные документы по организации образовательного процесса, составлению учебно-методической документации и обеспечению образовательного процесса;
· требования образовательного стандарта по направлениям подготовки (специальностям) образовательной организации;
· правила по охране труда и пожарной безопасности.
4. Права специалиста по учебно-методической работе
Специалист по учебно-методической работе имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов документов по организации образовательного процесса.
4.2. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
4.3. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.4. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.5. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.6. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к решению поставленных перед ним задач других работников и требовать от них отчеты о выполнении работы.
· за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, – в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;
· за причинение ущерба образовательной организации – в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ______________________________________________.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе положений приказа Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» с учетом ___________________________________________________.
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции; в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
6.3. ____________________________________________.
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 11 января 2011 г. N 1н
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования"
Регистрационный N 20237
Установлены квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего и дополнительного профобразования.
К указанным должностям, в частности, относятся ректор, проректор, начальник (заведующий) отдела (управления) аспирантуры, ученый секретарь совета учреждения (факультета), руководитель учебной (производственной) практики, директора студенческих дворца культуры и общежития, ассистент, преподаватель, доцент, профессор, декан, завкафедрой.
Для них установлены основные трудовые функции (должностные обязанности), а также требования к знаниям, профподготовке и стажу работы.
Так, ректор учебного заведения должен иметь высшее (дополнительное) профобразование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, проектами, менеджмента и экономики. Кроме того, необходимо иметь ученую степень и звание, а также стаж научной или научно-педагогической работы не менее 5 лет.
Лица, не имеющие требуемых спецподготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут назначаться на соответствующие должности.