Чем заказчик отличается от застройщика? Кто такой заказчик-застройщик? Кто такой заказчик в строительстве

Нормативный документ, к которому можно обратиться за определением, кто такой государственный заказчик — это 44 ФЗ. Он закрепил правовой статус и роль госзаказчика в контрактной системе и возложил на него основные функции по обеспечению закупочной деятельности в масштабе всей страны.

В указано, что государственный заказчик — это орган, который действует от имени Российской Федерации или субъекта РФ и наделен полномочиями принимать бюджетные обязательства и проводить закупки. Закон позволяет называть его коротко — заказчик. Одновременно этот термин употребляется и в отношении других учреждений и предприятий, которым специально посвящена . Важно не путать одних с другими. Ключевое, что нужно понимать, — госзаказчики расходуют деньги из бюджета и проводят закупки только по 44 ФЗ.

Кто является госзаказчиком

Итак, по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать:

  • госорган (в том числе орган госвласти);
  • орган управления внебюджетным фондом;
  • казённое учреждение;
  • бюджетное учреждение;
  • корпорация «Росатом»;
  • корпорация «Роскосмос».

Также закон обязывает муниципальных заказчиков проводить закупки по 44-ФЗ. Сюда относятся муниципальный орган или казённое учреждение, у которого есть бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством, и которые действуют от имени муниципального образования.

Обязанности госзаказчиков

Поскольку такие организации получают бюджетные деньги, они распоряжаются ими строго при наличии обоснований для каждого действия, а документы, в которых отражаются планируемые затраты, согласовывают с финансовыми органами.

Так, они обязаны подробно планировать все госзакупки. При этом план закупок утверждается государственным или муниципальным заказчиком по формам, установленным правительством. Это нужно сделать в течение десяти рабочих дней после получения информации о том, сколько денег выделено им из соответствующих бюджетов.

Также они должны документально отчитываться о своей работе. Итогом их деятельности является госконтракт. Государственный контракт — это договор заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации для обеспечения нужд государства (п. 8 ст. 3 44-ФЗ).

А вся информация, касающаяся госзакупок, публикуется в Единой информационной системе в оговоренные законом сроки. Ответственность за это также несет госзаказчик.

Особые случаи

Отдельно стоит оговорить ситуации, когда те, кто не относится к государственным заказчикам, может исполнять их функции.

Организации или юрлица, которые в обычной деятельности не используют бюджетные деньги, для проведения закупок руководствуются не Законом о контрактной системе, а Законом о закупках отдельными видами юридических лиц №223-ФЗ. Однако возможна ситуация, когда они получают доступ к бюджетным средствам. Например, обычное юрлицо реализует инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства. И, если проводят закупки за счет этих денег, то обязаны делать это, соблюдая все требования 44-ФЗ. Это требование распространяется даже на организации, в которых вообще нет участия государства:

  1. Автономные учреждения.
  2. Юридические лица.
  3. Унитарные предприятия

Статья 15 допускает передачу полномочий госзаказчика иным учреждениям на осуществление деятельности.

Заказчик – юридическое лицо, которое непосредственно осуществляет закупку товаров, работ и услуг на государственные (муниципальные) нужды, а также на нужды конкретной организации, учреждения, предприятия, и заключает с исполнителем контракт. В законодательных документах, регулирующих проведение закупок, термин «заказчик» не имеет однозначного определения. Чтобы конкретизировать его, рассмотрим понятие по 44-ФЗ, по 223-ФЗ.

Заказчик по 44–ФЗ:

  • Государственный заказчик, под которым следует подразумевать государственный орган, орган государственной власти, государственное казенное учреждение, орган управления внебюджетным фондом, которые действуют в интересах Российской Федерации, ее субъектов, уполномочены принимать на себя бюджетные обязательства от имени государства, и осуществляют закупки.
  • Муниципальный заказчик, то есть муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение, которые действуют в интересах определенного муниципалитета, уполномочены принимать на себя бюджетные обязательства от его имени, и осуществляют закупки.
  • Бюджетное учреждение, которое осуществляет закупки. Однако бюджетное учреждение не всегда может быть заказчиком по закону о ФКС. Эти случаи прописаны в части 1 статьи 15 Федерального закона «О контрактной системе…». Итак, бюджетное учреждение не является заказчиком по 44-ФЗ:
  1. если им до начала календарного года было разработано и утверждено Положение о закупке по Федеральному закону № 223-ФЗ и размещено в единой информационной системе;
  2. если им планируется производить закупку за счет грантов, собственных доходов;
  3. если учреждение будет являться исполнителем по контракту.
  • Иные юридические лица, которые не имеют статуса государственного или муниципального учреждения, если им выделяются инвестиции из бюджетного фонда.
  • Автономные учреждения, унитарные предприятия государственного или муниципального значения, которые инвестируют объекты, находящиеся в собственности у государства, муниципалитетов.

Заказчик по 233-ФЗ – это юридическое лицо, в котором 50% уставного капитала находится в государственной собственности, собственности субъектов страны или муниципальных образований. К таким юридическим лицам и фактически к заказчикам по 223-ФЗ относятся:

  • Государственные корпорации и компании, естественные монополии.
  • Организации, сферой деятельности которых являются регулируемые виды деятельности в таких сферах как газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение, утилизация (захоронения) твердых бытовых отходов, очистка сточных вод.
  • Дочерние хозяйственные общества.
  • 2014г – заказчики по 44 ФЗ при финансировании закупки с негосударственных источников.

Изменение законодательной базы в сфере закупок требует от заказчика определенной «сноровки», чтобы и неконкурентные закупочные процедуры были проведены по регламенту. При этом законодательный документ не ограничивает заказчика: он может обеспечивать собственными силами, с помощью специально созданной контрактной службы, либо передать данное направление деятельности на аутсорсинг.

Участник закупки это любой хозяйствующий субъект. Или почти любой. Кто может участвовать в госзакупках, а кто – нет, и по каким причинам, читайте в статье ниже.

Участник закупки - это: определение в законе 44-ФЗ

На вопрос, кто может быть участником закупки, есть четкий ответ в основном нормативно-правовом акте контрактной системы. Согласно статье 3 закона 44-ФЗ, участник закупки это любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, либо физическое лицо – как со статусом ИП, так и без него.

Априори госзакупки недоступны только оффшорным компаниям, зарегистрированным в странах и территориях с льготным режимом налогообложения и неполным раскрытием информации по финансовым операциям. Перечень таких территорий ведет Минфин РФ. Юрлица с оффшорной пропиской ни при каких условиях и ни в каких госзакупках участвовать не могут. Но не надо путать с иностранными юрлицами в целом: компании, зарегистрированные в «нормальных», не оффшорных юрисдикциях участвовать в российских тендерах могут – за исключением случаев, специально оговоренных Постановлениями Правительства РФ.

Участником закупки может быть только правоспособное лицо. В то же время субъекту хозяйственной деятельности мало не быть оффшорной компанией, чтобы претендовать на получение государственных или муниципальных контрактов. Нужно соответствовать общим требованиям к участникам из части 1 статьи 31 закона о контрактной системе. Это непроведение ликвидации, неприостановление деятельности в порядке, установленном КоАП РФ, отсутствие недоимок по налогам и сборам и ряд других.

ЕРУЗ: алгоритм регистрации для участника закупок

В прошлом году всех пугали новым реестром в ЕИС, который называется ЕРУЗ - единый реестр участников закупок. Не было до конца понятно, кому это нужно, какие документы, куда нести, и что будет, если вообще проигнорировать нововведения. Редакция отыскала ответы на эти вопросы и публикует их вместе с пошаговым алгоритмом для регистрации в новом реестре. А еще разберем баги, которых на самом деле не надо бояться.

Кроме того, заказчик может закрыть участие в закупке для организаций, ИП и физлиц, занесенных в реестр недобросовестных поставщиков (пункт 1.1 статьи 31) и практически в 100% случаев этим правом пользуется.

Бывает, что для участия в закупке нужна специальная правоспособность – лицензия на выполнение определенных работ или оказание услуг. Перечень можно посмотреть в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ. Список очень широк – от медицины и фармацевтики до речных перевозок и охраны. Если закупаемые ТРУ лицензируются, заказчик в обязательном порядке включает такое требование в документацию о закупке. Нет лицензии по конкретным работам или услугам, которые составляют объект закупки – участвовать не получится.

Может ли филиал быть участником закупки

Чтобы разобраться, надо смотреть Гражданский кодекс РФ. Выше говорилось, что в соответствии с 44-ФЗ участник закупки это любое юридическое лицо. Но, согласно ст.55 ГК РФ, представительства и филиалы юридического лица самостоятельными юрлицами не являются. Значит, участником закупки филиал быть не может.

Заказчики и участники закупок: конфликт интересов

Между участником закупки и заказчиком не может быть аффилированности и конфликта интересов , говорят нормы ст.17 закона 135-ФЗ и нормы ст.31 закона 44-ФЗ. А может ли специализированная организация быть участником закупки работ и услуг? Зависит от конкретного случая.

Если речь идет о закупке, которую сама специализированная организация и обеспечивает, выполняя отдельные функции заказчика, то участвовать в такой процедуре ей нельзя – это тоже разновидность конфликта интересов. В то же время никто не мешает заказчику самостоятельно выбирать специализированную организацию на конкурсной основе, куда такая компания в качестве участника и придет.

На какие действия участник закупки имеет право по закону о контрактной системе

Помимо самого участия в конкурентной процедуре, участник закупки имеет право подавать запросы на разъяснение положений документации и отстаивать свои интересы в надзорном органе или суде. Подавать жалобу на действия (бездействия) заказчика, комиссии заказчика и должностных лиц, обжаловать итоги закупки в ФАС.

Заказчик - юридическое лицо, которое непосредственно осуществляет закупку товаров, работ и услуг на государственные (муниципальные) нужды, а также на нужды конкретной организации, учреждения, предприятия, и заключает с исполнителем контракт.

В качестве Заказчика по 44-ФЗ может выступать:

. Государственный Заказчик, под которым следует подразумевать государственный орган, орган государственной власти, государственное казенное учреждение, орган управления внебюджетным фондом, которые действуют в интересах Российской Федерации, ее субъектов, уполномочены принимать на себя бюджетные обязательства от имени государства и осуществлять закупки;

. Муниципальный Заказчик, то есть муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение, которые действуют в интересах определенного муниципалитета, уполномочены принимать на себя бюджетные обязательства от его имени и осуществлять закупки;

. Бюджетные, автономные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия;

. Иные юридические лица, которые не имеют статуса государственного или муниципального учреждения, если им выделяются инвестиции из бюджетного фонда.

Бюджетное учреждение не может выступать в качестве Заказчика в соответствии с ч. 1 статьи 15 44-ФЗ, если:

. До начала календарного года было разработано и утверждено Положение о закупке по Федеральному закону № 223-ФЗ и размещено в единой информационной системе;

. Планируется производить закупку за счет грантов, собственных доходов;

. Учреждение будет являться исполнителем по контракту.

Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 № 2931-р), а также за исключением закупок, осуществляемых в течение года в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в ЕИС:

За счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

. В качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия.

Информация была полезной?

Каким требованиям должны соответствовать Участники государственных закупок? И есть ли разница в терминах Поставщик государственных закупок, Исполнитель, Подрядчик закупки? Ответы на эти вопросы читайте в статье.

Итак, вы решили попробовать свои силы в государственных закупках и непременно выиграть нужные вам тендеры? Вы уже видите себя в роли поставщика государственных закупок? Отлично, это замечательная цель! Но, чтобы ее достичь, вам недостаточно будет просто принять участие в закупке. Очень желательно разобраться во всех понятиях и терминах процесса государственных закупок. Давайте с терминов и начнем.

1. Участники государственных закупок – кто это?

Государственные закупки как процесс всегда осуществляются между двумя сторонами. Эти стороны определены Федеральным законом 44-ФЗ. Согласно закону, на одной стороне закупки выступает Заказчик (государственный или муниципальный орган), а на другой стороне - Участник закупки. Да и если говорить глобально, то вообще весь процесс государственной закупки направлен именно на то, чтобы Заказчик определил претендентов на звание «Участник закупки» и, в конце концов, выбрал из этих претендентов победителя. Так кто же может выступать в роли Участника закупки? Обратимся к закону.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ Участник закупки - это практически любое юридическое лицо. И для Заказчика чаще всего не имеет значения его организационно-правовая форма, форма собственности, место нахождения, и даже место происхождения капитала.

Но слово «практически» употреблено не случайно! Закон ограничивает возможность участия в государственных закупках для оффшорных юридических лиц. Обычно, оффшорные компании не предоставляют налоговые, бухгалтерские и другие отчеты государственным органам и, к тому же, имеют возможность не раскрывать информацию о своих владельцах. Разумеется, такой оффшорный участник закупки может создать определенные проблемы для государства, а потому подобные юрлица и выведены из государственных закупок.

Делаем вывод, что участник закупки это любое юридическое лицо за исключением оффшорной компании. Кстати, участник закупки это не обязательно и не только юридическое лицо. Например, той же статьей 4 Федерального закона 44-ФЗ предоставлена возможность и физическому лицу стать участником государственных закупок. Для этого даже не обязательно регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Однако, если вы планируете участвовать в торгах неоднократно, то зарегистрировать ИП все-таки придется.

2. Разница в терминах Поставщик государственных закупок, Исполнитель, Подрядчик закупки

В Федеральном законе о контрактной системе дано определение только термину «Участник закупки», однако в жизни вы наверняка встречали и другие определения участника. Например, Поставщик, подрядчик закупки или исполнитель. Есть ли разница? И если она есть, то в чем заключается?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно иметь самое поверхностное представление о гражданском законодательстве России. И все дело в том, что, и поставщик, и подрядчик закупки, и исполнитель, по своей сути, являются синонимами для одной стороны договора на выполнение работ либо оказание услуг. В договоре на оказание услуг обычно используется термин «Исполнитель», при выполнении работ традиционно используют термин «Подрядчик закупки». Термин же «Поставщик» часто употребляется в договорах на поставку товаров. Как видим, несмотря на разную терминологию, все эти термины обозначают одну и ту же сторону договора – ту, что будет исполнять этот договор. А так как государственные закупки в нашей стране проводятся и на выполнение работ, и на оказание услуг, и на поставку товаров, то это значит, что Участник закупки может быть и Подрядчиком, и Исполнителем, и Поставщиком. Как вам ближе и удобнее, так себя и называйте.

Чтобы полностью раскрыть вопрос с терминологией, замечу, что в Законе о Контрактной системе также используются такие термины как (подрядчик, исполнитель) и Субподрядчик. Согласно закону поставщики участвуют в конкурсах и аукционах Заказчика для того, чтобы заключить государственный контракт. Однако, Единственный поставщик подписывает государственный контракт, не соревнуясь предварительно в торгах. Такие закупки проходят без проведения конкурсов, потому что Заказчик уже заранее знает, с кем он будет свой контракт заключать.

Поиск Субподрядчика обычно имеет место, когда проводятся закупки на выполнение каких-либо строительных работ. Специфика строительного законодательства такова, что будущий Подрядчик закупки должен предоставить свидетельство о допуске к таким работам. Однако не каждый Подрядчик закупки может иметь подобный разрешительный документ. Либо, свидетельство имеется, но конкретные необходимые работы там не указаны. Тогда Подрядчик закупки ищет того, кто может для него такие работы выполнить, то есть Субподрядчика. И заключает с ним договор субподряда. Получается, что Подрядчик закупки выигрывает торги и заключает договор с Заказчиком. А Субподрядчик контракт с Заказчиком не заключает, а работает через того Подрядчика закупки, который такой контракт с Заказчиком уже выиграл и подписал.

Как вы видите, закон о контрактной системе имеет четкое определение понятия «Участник закупки». А на практике уже дополнительно сложились такие синонимы участника закупки, как Поставщик, Исполнитель и Подрядчик закупки.