Убеждения которые противоречат несению военной службы. Как реализовать свое право на альтернативную гражданскую службу. Первые шаги. Место прохождения альтернативной гражданской службы

Прохождение альтернативной гражданской службы (АГС) предусмотрено Конституцией РФ, Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 256.

  1. Подать заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу.

Заявление необходимо подавать в военкомат по месту постоянного проживания в следующие сроки:

  • до 1 апреля – для призывником, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
  • до 1 октября – для призывников, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

Порядок подачи заявления

Заявление подается в произвольной форме. При этом в заявлении необходимо обосновать причины, по которым несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию.

К заявлению необходимо приложить автобиография и характеристику с места работы или учебы гражданина. К заявлению гражданин вправе приложить другие документы. Предоставление иных документов не является обязанностью, они подаются по желанию призывника. Как правило, призывники прикладывают документы об образовании, справки о составе семьи.

Желательно (но не обязательно) в заявлении указать лиц, которые смогут подтвердить обстоятельства, по которым несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию.

После подачи заявления необходимо в военкомате получить документ, подтверждающие направление заявления. Как правило, это отметка сотрудника военкомате на втором экземпляре заявления о его получении, либо справка о регистрации заявления.

2. Рассмотрение заявления о прохождении альтернативной гражданской службы

Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только присутствии призывника. О времени и месте рассмотрения заявления лицо извещается повесткой из военкомата под роспись.

На заседании призывной комиссии при рассмотрении заявления призывнику необходимо быть готовым к выступлению и аргументированному изложению обстоятельств, по которым он просит заменить прохождение военной службы альтернативной. На заседание также необходимо пригласить и лиц, которые согласились подтвердить его позицию.

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в течение 1 месяца со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, то есть для осенних призывников предельный срок рассмотрения заявлений составляет до 1 мая текущего года, для призывников весеннего призыва – до 1 ноября.

При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Законодательством установлены конкретные причины, по которым призывнику отказывают в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой:

  • нарушении срока или порядка подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой,;
  • характеризующие документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
  • призывник дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
  • ранее лицу была предоставлена возможность пройти АГС, но он от нее уклонился.


При этом к уважительным причинам неявки относят:

  • заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

По результатам проведения заседания принимается решение:

  1. О замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой с одновременным вручением повестки с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.
  2. Об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Данное решение можно обжаловать в суде, для чего необходимо получить копию решения призывной комиссии, которая должна быть выдана призывнику в трехдневный срок со дня принятия решения.

Особенности прохождения альтернативной службы

Граждане, проходящие АГС, мало чем отличаются от обычных работников тех предприятий, куда их направляют.

Они также получают заработную плату, имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, рабочий день для них установлен трудовым распорядком и, как правило, составляет 40 часов в неделю.

Ответственность за уклонение от альтернативной службы

Уклонение от прохождения альтернативной службы признается таким же преступлением как и уклонение от военной службы (см. ссылку). А вот наказание для призывников-альтернативщиков немножко мягче.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ч. 2 ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации) на уклонистов от прохождения альтернативной гражданской службы по приговору суда может быть наложен штраф в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев .

По сложившейся судебной практике уклонистами от призыва считаются лица, получившие решение о направлении на альтернативную службу, но по неуважительным причинам не прибывают к месту прохождения службы в установленные сроки, неоднократное самовольное оставление места работы, отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, в том числе отказ заключить срочный трудовой договор, досрочное увольнение путем обмана.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы считается оконченным преступлением для лиц, направленных на альтернативную гражданскую службу с момента достижения ими возраста 28 лет 9 месяцев или 28 лет 6 месяцев в зависимости от .

Подготовлено "Персональные права.ру"

Если несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию гражданина, он имеет право заменить ее на альтернативную гражданскую службу. Замена военной службы на альтернативную гражданскую службу допускается также в иных случаях, установленных законом (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).

В настоящее время действует закон, по которому гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (убеждения могут быть любыми — миротворческими, философскими, морально-этическими, политическими, правовыми либо иметь взаимодополняющее содержание);
  • гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 2

Для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подайте заявление и документы для замены военной службы на альтернативную гражданскую службу

Если вы желаете пройти альтернативную гражданскую службу, обратитесь с заявлением в военный комиссариат муниципального образования, где состоите на воинском учете (п. 1 ст. 10 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ).

Для обращения с заявлением установлены следующие сроки:

  • заявление должно быть подано до 1 апреля гражданами, которые должны быть призваны на военную службу в октябре — декабре текущего года;
  • заявление должно быть подано до 1 октября гражданами, которые должны быть призваны на военную службу в апреле — июне следующего года.

При пользовании отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой должен был закончиться после окончания очередного призыва на военную службу, гражданин в случае преждевременного прекращения отсрочки вправе подать заявление о прохождении альтернативной гражданской службы после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

При пользовании отсрочкой, срок действия которой должен истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, гражданин подает заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.

О пропуске срока. Так как, согласно Закону от 25.07.2002 N 113-ФЗ, решение о предоставлении права на альтернативную гражданскую службу принимает только призывная комиссия, то сотрудники военного комиссариата обязаны принять заявление на альтернативную гражданскую службу, даже если оно подано с нарушением срока, и вынести его на рассмотрение призывной комиссии. При этом призывная комиссия вправе и может вынести положительное заключение по заявлению, даже если оно подано с нарушением срока его подачи, особенно если данная задержка произошла по уважительным причинам (например, убеждения окончательно сформировались только в этот период).

В случае отказа призывной комиссии в праве на альтернативную гражданскую службу можно обжаловать этот отказ в суде. Уже имеются положительные решения судов, обязывающие предоставить гражданину право на альтернативную гражданскую службу, даже если заявление подано с нарушением срока подачи. Конституционный Суд РФ своим Определением от 17.10.2006 N 447-О указал, что соответствующая норма Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ не может рассматриваться как устанавливающая такие сроки обращения гражданина с заявлением, которые в случае их пропуска по уважительным причинам не могли бы быть восстановлены судом или иным правоприменительным органом, то есть в первую очередь самой призывной комиссией.

О требованиях к составлению заявления

Гражданин, желающий пройти альтернативную гражданскую службу, должен обосновать, почему несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (п. 1 ст. 11 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ).

В связи с этим в заявлении необходимо указать причины и обстоятельства, побудившие просить о замене военной службы альтернативной гражданской службой, а также лиц, которые согласны подтвердить доводы заявителя.

Следует подчеркнуть, что от гражданина не могут требовать справку либо иной документ от религиозного объединения, какой-либо другой общественной организации, подтверждающие его вероисповедание либо убеждения.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы. Иные документы гражданин приложить вправе, но не обязан (п. 2 ст. 11 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ).

Шаг 2. Получите документы о регистрации заявления

После принятия заявления вам обязаны выдать документ о его регистрации (п. 3 ст. 11 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ).

Шаг 3. Получите копию заключения (решения) призывной комиссии

Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии в вашем присутствии. При этом призывная комиссия:

  • анализирует заявление и приложенные к нему документы;
  • выслушивает лиц, которые согласились подтвердить достоверность ваших доводов;
  • анализирует полученные дополнительные материалы и по итогам заседания выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.

Заявление рассматривается в течение одного месяца с момента окончания срока подачи заявления. Этот срок может быть продлен на один месяц в случае истребования призывной комиссией дополнительных материалов (п. п. 2 , 3 ст. 12 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ).

Основания отказа в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу

Вам могут отказать в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу в случае:

  • нарушения сроков подачи заявления;
  • представления документов, которые противоречат доводам гражданина о замене военной службы;
  • представления призывной комиссии заведомо ложных сведений;
  • в случае повторной неявки на заседание призывной комиссии без уважительных причин или уклонения от ранее предоставленной возможности пройти альтернативную гражданскую службу (п. 4 ст. 12 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ).

Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения (п. 7 ст. 12 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ).

Шаг 4. Пройдите медицинское освидетельствование

Если призывная комиссия выносит решение заменить вам военную службу на альтернативную гражданскую службу, то впоследствии, перед направлением на службу, вы обязательно должны пройти медицинское освидетельствование. Если вы признаетесь годным к военной службе, то призывная комиссия выносит решение о направлении на альтернативную гражданскую службу. Если вы не годны по состоянию здоровья, то вы получаете освобождение и от альтернативной гражданской службы, и от военной службы по состоянию здоровья и направляетесь в запас (п. 6 ст. 12 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ).

Решение о направлении на альтернативную гражданскую службу может быть принято только по достижении гражданином возраста 18 лет (п. 3 ст. 13 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ).

В случае несогласия с решением призывной комиссии гражданин вправе оспорить его в суд. В этом случае выполнение решения приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (ст. 15 Закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ).

Подготовлено на основе материала

адвоката Тригнина В.Г.,

Коллегия адвокатов г. Москвы

«Военная коллегия адвокатов»

П. 3 ст. 59 Конституции РФ гласит, что в случае если вероисповеданию гражданина противоречит служба в армии, он имеет право на ее замену альтернативной гражданской службой.

Следует обратить внимание, что в Конституции РФ использован именно термин "вероисповедание", а не "религиозное убеждение". Анализируя эту формулировку, можно утверждать, что эти два термина должны рассматриваться как равнозначные.

Если главным аргументом в заявлении является противоречие несения службы вероисповеданию, то необходимо также представить доказательства того, что:

1. Вы вообще что-либо исповедуете, придерживаетесь какой-либо религии;

2. В этом вероисповедании есть запреты (прямые или косвенные) держать оружие или нести военную службу. Христианская религия запрещает приносить клятву, убивать людей, отрицает насилие. Однако различные его ветви по разному относятся к службе в армии.

Христианство - одна из основных религий мира. Однако внутри него существует множество различных течений и направлений. Основное деление христианства - на католицизм, православие и протестантизм.

Среди протестантских религий насчитывается наибольшее количество отказников от военной службы.

Одной из наиболее массовых христианских церквей протестантского толка является Церковь Адвентистов Седьмого Дня. Общее количество членов Церкви на 1995 год насчитывало более восьми миллионов человек в 208 странах мира. Церковь АСД возникла в результате дальнейшего развития реформации. Целью реформации было восстановление христианской церкви таковой, какой она была у истоков своей истории. Адвентистское движение началось в Европе и Америке в середине 19 столетия в связи с ожиданием второго пришествия Христа на землю. Люди, объединенные этой надеждой, соединились организационно во всемирное братство в 1863 году. Первые адвентистские общины возникли в России в 1986 году в Крыму и Поволжье.

На современном этапе Церковь АСД имеет четкую позицию по вопросу о воинской повинности.

Отношение Церкви Адвентистов Седьмого Дня
к вопросу о воинской повинности

Историческая и принципиальная позиция Всемирной Церкви адвентистов седьмого дня по вопросу о воинской повинности основана на священном писании.

Государство сегодня видит свою функцию в защите граждан от нападения извне и от насильников и грабителей изнутри - это его неотъемлемое право и обязанность.

Церковь же занимается духовным просвещением людей и приведению их к спасению. Согласно учению Иисуса Христа, Его Царство - не от мира сего (Матф.18:36), а также Церковь Его не от мира сего (Иоан. 17:16). Однако она оставлена в мире сем для совершения полученного ею служения. Священное Писание (Быт. 9:6; Ис. 33:1; Матф. 26:52; Откр. 13:10) определенно осуждает насилие и кровопролитие. В то же время оно также учит, что христиане всегда должны быть лояльными к своему правительству, насколько это не противоречит Слову Божьему (Римл. 13:1; 1 Петр. 2:3; Матф. 22:21; Деян. 5:29).

На основании вышеизложенного позиция Церкви АСД по вопросу воинской повинности следующая:
1. Как в мирное, так и в военное время мы уклоняемся от участия в актах насилия и кровопролития.
2. Мы не рекомендуем нашим членам идти на добровольную военную службу или быть наемниками по контрактам.
3. В случае обязательной воинской повинности мы должны заявить о своих религиозных принципах и искать возможности альтернативной службы.
4. Молодых людей, находящихся на действительной военной службе, мы поощряем к сохранению их духовной жизни с Богом, к молитве и соблюдению Его заповедей.
5. Советуем молодым людям, которым предстоит воинская служба, приобретать медицинскую специальность, чтобы иметь возможность проходить службу в медицинских частях.

Комитет Евро-Азиатского отделения Всемирной Церкви АСД

Некоторые вопросы, ответы на которые помогут более четко обосновать отношение к религии.
1. Дата принятия веры?
2. Что или кто побудил к принятию веры?
3. Что привлекло в этом вероисповедании? Почему именно оно?
4. Как в жизни проявляется то, что Вы являетесь верующим?
5. Несколько эпизодов из Вашей жизни, которые характеризуют Вас как верующего?
6. Можете ли Вы пояснить структуру Священного писания, ориентируетесь ли в нем, знаете ли его содержание?
7. Можете ли сформулировать основные идеи и принципы вероучения?
8. Почему служба в армии противоречит Вашему вероисповеданию?

Нужны доказательства, что Вы действительно верующий и Ваши поступки соответствуют требованиям религии. Это предполагает, что Вы:

1. Хотя бы в общих чертах знаете основные принципы и учения данной религии.

2. Соблюдаете все остальные требования данной религии (посещаете церковь, синагогу, мечеть и т. п., соблюдаете посты, проповедуете учения данной религии другим и т. д.).
Для суда доказательством искренности убеждений будут являться:
а) Отменное знание всех священных писаний.
б) Предпринятое паломничество в какие-либо святые места.
в) Внешний вид, соответствующий требованиям данного вероисповедания. (Например, классическое конфуцианство обязывало носить туфли с загнутыми носками, чтобы случайно не изменить положение песчинок на земле.)
г) Другие поступки или действия, которые свидетельствуют о том, что Вы верующий.
Для суда потребуются свидетели: духовные наставники, специалисты-религиоведы, соратники по вере и т.д.

Пацифизм и антимилитаризм являются наиболее явно выраженными убеждениями, которым противоречит несение военной службы. Признание де факто этих воззрений, как противоречащих несению военной службе уже почти состоялось в общественном сознании.

Но понятия «отказ по убеждениям совести», «Убеждения, которым противоречит несение военной службы» не являются чем-то раз и на всегда установленным. Каждая эпоха приносит свои обоснования отказа от военной службы. Меняется и само явление – военная служба, что тоже не может не влиять на характеристику убеждений, которым она противоречит.

Понятно, что несение военной службы в 19 веке сильно отличается от сегодняшнего дня. Не «скачивайте» из интернета готовые заявления. Это выглядит иногда смешно, когда люди используют при написании заявления стереотипы, сложившиеся в ином контексте. Например, известно, что когда человек по религиозным или иным убеждениям совести не может держать в руках оружие – это убеждения, противоречащие несению военной службы. И многие призывники начинают вставлять этот штамп в свои заявления. Мне всегда хочется возразить: «Не волнуйся, тебе оружие не дадут! Будешь держать лопату и метлу!»

То же в общем касается присяги: одно из распространенных обоснований – не могу давать клятву (а присяга – это клятва), т.к. в Библии сказано «Не клянись». Но ведь даже в советской армии были случаи отказа принимать присягу по религиозным убеждениям. Это было, конечно чрезвычайное событие, но такие случаи были. Принятие присяги не влияет на статус – человек все равно военнослужащий, но допуска к оружию у него нет. Вот и все.

Теперь, когда Вы поставили барьер скачиванию штампов, начинайте работать над заявлением по существу.

Попытайтесь для начала честно ответить себе самому на вопрос, что отталкивает Вас от несения военной службы, что в Вашей душе противится походу в армию? Попытайтесь описать это словами.

Второе направление Вашей работы - начинайте читать статьи, литературу, общаться, попытайтесь увидеть, как близкие Вам мысли и чувства выражали другие люди в текстах, статьях иных произведениях.

Это позволит Вам, во-первых, четче сформулировать Ваши убеждения, которым противоречит несение военной службы. Убеждения – это твердое, последовательное мнение о чем-либо. Во-вторых, знакомство с существующими мнениями по этому поводу позволит усилить культурный бэкграунд Вашего отказа от военной службы.

Как правило, убеждения против военной службы носят комплексный характер: не что-то одно, а целый комплекс воззрений вступает в противоречие с военной службой.

Приведу несколько, показавшихся мне интересных обоснований отказа от военной службы, с которыми автор встречался в процессе работы. Не для того, чтобы читатель перенес их в свое заявление, но для того, чтобы расширить представления и сломать стереотипы.


Александр Горбановский писал о том, что считает институт призывной армии изжившим себя и вредным для страны, а он не может соучаствовать в том, что считает вредным для своей страны. Он же писал о том, что в российской армиии распространено нарушение базовых прав человека, а это противоречит его убеждениям.

Похожие убеждения высказал призывник Сергей. Он заявил, что исповедует принципы Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948г, провозгласившей Достоинство человека, запрет пыток и унижающее человеческое достоинство обращение. У него сформировалось твердое представление, что сегодня унижение человеческого достоинства стало повседневностью в армейской среде, и он не может согласиться поддерживать проникнутый духом насилия институт армии своим участием в нем.

Последнее время все больше молодых людей в своих заявлениях стали писать о том, что доверяют мнению ряда экспертов о том, что призывная система в России и связанная с ней массовая мобилизационная армия неэффективна, экономически нецелесообразна и вредна для страны. Пришло время отказаться от такой модели армии. Гражданин не может соучаствовать в том, что считает вредным для страны. При этом они ссылаются на статьи Александра Гольца, Виталия Цымбала и Виталия Шлыкова, опубликованные в инетрнет-изданиях «Военно-промышленный курьер», «Ежедневный журнал» и др.

Виктор Андреев заявлял, что у него есть убеждение, что в случае нарушения его права в армии, государство не гарантирует эффективных механизмов защиты и восстановления этих прав, что противоречит его правовым убеждениям. В своем заявлении на альтернативную службу он указывал, что считает право на индивидуальность важным, а служба в армии лишает человека этого права через ношение формы, требование подчиняться уставам.

Он также указал, что он для себя воспринимает как моральное унижение ходить строем, по приказу отжиматься, ползать, по команде принимать пищу и т.д. Это обстоятельство можно характеризовать как убеждения о себе как личности.

Убеждения о себе как личности так же могут входить в противоречие с несением военной службы. Так, Федор написал, в заявлении о том, что он обладает определенными качествами, которые не позволяют ему принять иерархические отношения в армии. Он так же убежден, что его психологические особенности не позволят ему ужиться в замкнутом мужском коллективе, что он, обладая определенными качествами (медлительность, замкнутость, необщительность) будет провоцировать сослуживцев на неуставные отношения.

Не важно, из чего проистекают убеждения – из личного опыта, чувств, полученной информации или чего-то другого. Важно, что эти убеждения входят в противоречие с военной службой как с явлением.

Встречались обоснования, которые проистекают из противоречия определенных нравственных ценностей человека и военной службы.

Так, Борис написал в своем заявлении, что считает Свободу важнейшей ценностью, которая дается человеку от рождения, и именно Свобода составляет важнейшую сущность человека. Армия, наряду с тюрьмой является местом, где максимально ограничена свобода человека. Он даже не может выйти за пределы части без специального разрешения, а нарушение этого запрета расценивается как уголовное преступление. И хотя международное законодательство исключает обязательную военную службу из категории принудительного труда, он, воспринимает обязательную военную службу как лишение свободы, подобное тюремному заключению или рабству.

Всеволод написал в своем заявлении, что считает право на частную жизнь ценностью. Но это право нарушается жизнью в казарме. Вся повседневная жизнь происходит там прилюдно. Нет никакой возможности оставаться наедине со своим миром, своими мыслями, любимыми занятиями, друзьями, семьей. Военная служба противоречит его убеждениям о ценности частной жизни.

Максим написал в своем заявлении на АГС, что на формирование его убеждений против военной службы огромное влияние оказали записи в твиттере блогера Василия из ВДВ (Тула), а также история самого блогера, опубликованная на сайте «Real Army». Максим указал, что считает право на свободу слова важнейшим и неотъемлемым правом, а армия грубейшим образом его нарушает. Человек в армии не только лишен права свободно высказывать суждения- это регламентирует устав и жизнь в армии. Он, как показала история блоггера, лишен даже возможности свободно излагать свои мысли даже в такой интимной форме, как инетрнет-дневник, твиттер. Блогер Василий писал об армейской повседневности: о пьянстве и грубости офицеров, о бессмысленности пребывания в армии, о казарменном свинстве. Он не указывал номер части, указав лишь, что он в ВДВ и в Туле. Когда количество читателей его странички в твиттере перевалило за полторы тысячи, им заинтересовалась прокуратура. Его «вычислили». Как не трудно догадаться, для того, чтобы вычислить, кто вел блог с телефона, нужно было как минимум забрать телефоны у солдат и проверить их содержимое, что уже унижает достоинство человека. Вместо того, чтобы искать тех, чьи преступления в блоге описаны, искать стали того, кто описал это в своем дневнике. Унизительно. И хотя командование публично заявляло, что блогер никак не наказан, а лишь переведен в другую часть для его же пользы, никаких сомнений не вызывает у Максима то обстоятельство, что человек практически лишен права на свободу высказывания в армии не только в казарме, но и в интернете. Кроме того, из устного общения с ребятами, служившими вместе с блогером, Максим узнал, что самого парня демонстративно и жестоко унизили перед строем. Причем, по рассказам ребят, в часть приезжали ФСБ-шники и всех сильно запугали, чтобы никому ничего не рассказывали об этой истории.

Дмитрий написал, что помимо моральных убеждений, у него имеются прагматические убеждения против военной службы, т.к. полагает бессмысленным тратить год в армии, не приобретая там никаких знаний или умений, которые могли бы использовать в дальнейшем и которые он не сможет приобрести вне армии. Более того, они может утратить ряд профессиональных или иных навыков, поскольку не сможет их поддерживать, находясь в армии. Можно дискутировать, насколько такое убеждение является убеждением совести, но оно вполне, на наш взгляд, соответствует формулировке российского законодательства, как «убеждение, которому противоречит несение военной службы». Таким образом, призывник даже ввел в обиход понятие «прагматические убеждения», хотя сам по себе открытый отказ от военной службы по прагматическим соображениям уже безусловно, имел место в истории молодежного движения, так в 1960 – ых именно этот довод выдвигали «яппи», американская молодежь, преимущественно из среды клерков.

Арсений написал в своем заявлении, что является убежденным противником военно-патриотического воспитания молодежи, в котором служба в армии, образ армии играет важную роль. Арсений указал, что является сторонником космополитического и пацифистского воспитания. Он разделяет представления Л.Н.Толстого о том, что патриотизм был чувством, которое объединяло народы на стадии формирования национальных государств, но по мере развития общества патриотизм стал разъединять народы. Тем более в 21 веке патриотизм представляется как архаическое чувство. Арсений ощущает себя космополитом и стоит на позициях «Наше отечество все человечество». Тем более чуждо ему по духу культивирование милитаризма. Военно-патриотическое воспитание Арсений считает атавизмом, доставшимся нам из прошлого.

Встречались и самые неожиданные обоснования отказа. Например, Михаил написал, что служба в армии противоречит его эстетическим убеждениям, т.е. его представлениям о прекрасном. В военных частях существует своя эстетика: например, ходьба строем и с песней. Но песня по приказу представляется ему уродливым явлением. Песня – символ свободы души исполняется людьми, которых обязали служить в армии, маршировать и петь. Кроме этого, его эстетическим взглядам противоречит репертуар, который исполняется в воинских частях. Он неоднократно навещал своих друзей и знает эту сторону армейской жизни. Вид казармы, столовой и войсковой части в целом также противоречит его эстетическим убеждениям: одинаковые, выстроенные в ряд койки, плац – все эти черты интерьера и ландшафта словно предназначены, чтобы уничтожить всякую мысль об индивидуальности, уединенном размышлении наедине с природой. Вся эстетика войсковой части нацелена на подчинение индивиуального общему. Михаилу претит эстетика строя и «марсовых полей однообразаная красивость». Форма и прическа военнослужащих так же вызывает возмущение эстетических чувств Михаила, поскольку абсолютно лишает человека возможности отражать свою индивидуальность во внешнем облике. Кроме этого форма военнослужащих по силуэту напоминает ему образ заключенного, что вызывает в нем негативные переживания.

Георгий написал в своем заявлении на АГС, что он никак не связывает службу в армии с патриотизмом. Патриотизм – это любовь к стране, где ты живешь, к людям, к родному языку или языкам, если ты вырос в двуязычье, желание видеть свою страну цивилизованной, развитой, культурной, страной, где человек живет в безопасности и ощущает свое достоинство и свободу, где люди выстраивают отношения с другими членами общества на основах уважения и ненасилия. Служба в армии, по убеждению Георгия, входит в противоречие с его представлениями о патриотизме.

В некоторых заявлениях убеждения изложены не как отрицание военной службы, а как тезис в том, что альтернативная гражданская служба по сути больше соответствует качествам конкретного человека. Нередко ребята ссылались на то, что убеждены, что они гораздо больше пользы принесут обществу, проходя альтернативную гражданскую, а не военную службу. Эта позиция связана с восприятием альтернативной гражданской службы как социального служения. Такие ребята писали, что хотят своим трудом помогать людям и считают, что их труд является защитой отечества в не меньшей степени, чем военная служба.

Петр написал, что его представления о справедливости правовые убеждения расходятся с существующей системой военного следствия и военных судов, которые, на его взгляд носят обвинительный характер и часто выносят несправедливые решения в отношении военнослужащих. Он так же заявил, что считает, что военнослужащий по призыву и офицеры не равны перед правосудием.

В случае конфликта между офицером и рядовым, следствие и суд действуют против военнослужащего по призыву. Так известен случай, когда рядовой Александр Скворцов, вступился за своего друга, которого молодой лейтенант бил по голове за то, что тот уходил за территорию части. Александр вбежал в комнату, где это происходило, и стал оттаскивать молодого офицера от своего друга, а тот в ответ ударил и Александра. Офицер написал заявление в прокуратуру на Александра, которому оставалось служить несколько месяцев. В результате суд приговорил к двум годам дисциплинарного батальона.

Этот случай показал, что никто не защищен от произвола, а военная юстиция настроена защищать «честь мундира», а не человека и, как правило, действует против солдата. Знакомые и друзья, вернувшиеся из армии рассказывали Петру, что молодые офицеры (а офицеры бывают почти одного возраста с военнослужащими по призыву, а иногда и младше) демонстрируют свою власть, говорят, что если они ударят солдата, им ничего не будет, а если рядовой их ударит, то его «посадят». Петр написал, что у него сложилось твердое убеждение, что в существующая армейская система де факто включает в себя неравенство перед судом, препятствует доступу военнослужащих по призыву к справедливому суду. Это противоречит нравственным ценностям и представлениям о справедливости, которые Петр разделяет.

Члены призывной комиссии в весьма агрессивной форме попытались уверить Петра, что это лишь частные случаи. Петр же был убежден, что эти случаи, хоть и не повсеместны, но отражают системные язвы армии как закрытого, изолированного от общества института. Петр выразил нежелание спорить с членами призывной комиссии о том, кто прав, но заявил, что придерживается своей точки зрения и своих убеждений и прекращает дискуссию на эту тему.

Артур написал в заявлении, что у него есть филологические, психологические биоэнергетические убеждения, которым противоречит несение военной службы. Артур считает допустимым употребление ненормативной лексики в особых ситуациях, когда эта лексика позволяет быстро выразить очень сильные, как правило, отрицательные эмоции. Такой выплеск эмоций позволяет человеку справиться с какой-то экстренной ситуацией, служит психологической разрядкой. Однако, постоянное употребление в речи ненормативной лексики, грубых выражений, матерщины, во-первых, носит оскорбительный характер для окружающих и для самого сквернослова, во-вторых, приводит к созданию тяжелой психологической обстановки, способствующей развитию депрессивного состояния. В-третьих, обилие бранных слов создает негативную ауру. В-четвертых, постоянное употребление «крепких» выражений обесценивает их изначальный смысл и назначение. Они перестают быть своеобразным способом «выпуска пара», а становятся просто мусором в языковой среде. Все это противоречит его убеждениям о ценности живого языка.

Илья написал в своем заявлении, что еще в школе и училище ощутил несправедливость и неправильность принципа «все за одного», который часто применяется как инструмент управления группой людей, а в армейской практике стал повсеместным. Так, например, кто-то один или несколько человек сделали что-то, что вызывает порицание у учителя или мастера или старшины. (Вполне возможно, что этот поступок действительно, заслуживает порицания). Но наказывают всю группу людей (класс, группу, роту). И не важно при этом, какую форму имеет наказание: отменили поездку или вечеринку, устроили дополнительную проверочную работу или заставили всех бежать кросс в противогазах или отжиматься. Сам факт того, что всех демонстративно наказали из-за одного или нескольких – это во-первых, несправедливость и проявление тиранических качеств того, кто это наказание установил. Во-вторых, это по сути подлость, т.к. провоцирует агрессию в адрес того, из-за кого люди были подвергнуты наказанию.

Кроме того, по мнению Ильи, один человек вообще не имеет права наказывать другого.

Редко, когда у молодого человека имеется какое-то одно убеждение, которому противоречит несение военной службы. Как правило, это комплекс убеждений.

У МЕНЯ ИМЕЮТСЯ УБЕЖДЕНИЯ, ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ НЕСЕНИЮ ВОЕННОЙСЛУЖБЫ…

Обычно именно такую фразу пишут молодые люди в заявлении на альтернативную гражданскую службу (АГС) . И это правильно, потому что именно это гарантирует в Конституции право на АГС.
А вот дальше, пытаясь раскрыть эти убеждения, многие, несколько теряются. Что писать в заявлении и что говорить на призывной комиссии – решайте сами, а я в очередной раз попытаюсь описать свои убеждения и сразу же отвечу на возражения апологетов военной службы от военкомата и призывной комиссии, которые я предвижу. Может кому-то из отказчиков от военной службы это поможет.
Я не люблю армию.
Недавно читала забавное решение суда, отказавшего удовлетворить требования молодого человека отменить решение призывной комиссии об отказе в замене ему военной службы альтернативной гражданской. Так вот судья, аргументируя свое решение в пользу призывной комиссии, написал в судебном решении, что заявитель не привел никаких доводов о том, что у него имеются убеждения, которым противоречит несение военной службы, а что у него есть только отрицательное отношение к армии, а это не убеждения.
А если я действительно считаю, что армия – г – вно. Вот такое у меня убеждение, что армия – это очень плохо. Бессмысленно и плохо. Не потому, что там плохие условия. Да будь там хоть условия пятизвездочного отеля, от этого армия не перестает для меня быть мерзостью.
Недавно наткнулась на реплику Бориса Гребенщикова, которая очень точно, - несмотря на то, что это сказано было в 1994 г, - отражает мое представление об армии:
«- Почему вы не служили в армии, ведь это тоже хорошая школа жизни?
- Я понимал, что это будут два года промывания мозгов и жизни среди людей, которые мне совершенно не интересны, которые к тому же, может быть, еще и искалечат меня. К тому же армия учит мужчин сбиваться в стаи и оборонять свою мужскую честь, относясь к женщинам свысока. Если у кого-то возникает желание пройти суровую школу¦ жизни, пусть он пойдет санитаром в больницу, что гораздо важнее, чем воевать с кем-то. Помимо всего, он научится там еще и милосердию, чему армия не учит».
https://www.facebook.com/grebenshikov/photos/a.182169779199.126789.37256369199/10153015901044200/?type=1
И если исходить из определения понятия «убеждения» как «стойкое последовательное мнение о чем-либо», и выстроить синонимический ряд: «убеждения – мнение – точка зрения – взгляд на что-либо – отношение», то очевидно, что то, что человек плохо относится к армии не противоречит, а лишь свидетельствует, что у него есть внутренние убеждения против армии.
Фарисеи от военкомата и призывной комиссии.
Нынешние защитники призыва и военной службы от военкомата фарисействуют и лицемерят, когда говорят, что вот мол, «если бы Вы были последователем учения Льва Толстого, то мы бы могли сказать, что у Вас есть убеждения, которым противоречит несение военной службы».
На самом деле они вздрогнут, если Вы без кавычек и ссылок на автора произнесете фразы, которыми Толстой характеризовал армию в своих поздних работах. (Что армия – дисциплинированных убийц, что солдатство есть крайняя степень покорности). А многие тексты Льва Николаевича вообще бы оценили как экстремистские в силу их антигосударственной направленности. Ежели бы Вы сказали, что цитируете графа Толстого, то тут же вспомнили бы про его боевой опыт, как будто это что-то меняет: опыт то и был до создания этих текстов. Да и большинство самых сильных антимилитаристских книг написано теми, кто прошел войну.

Вопрос не в этом. Просто люди, которые сидят в призывной комиссии легко готовы признать право на такие убеждения за теми, кто уже мертв. А вот за теми, кто не в бронзе, а жив и молод, они этого права на отказ от военной службы признавать не хотят, ибо этот разговор уже касается их напрямую. И так было всегда, в том числе во времена Толстого, когда люди с таким же «военкоматовским» мышлением, довели до смерти современника Толстого, отказчика от военной службы учителя Дрожжина. Нам не надо их признание наших взглядов, нам не надо их убеждать. Нам надо заявить открыто о своих убеждениях и следовать им.
Мои убеждения.
Военная служба – это унизительная бессмысленность.
Многие думают, что убеждения против военной службы – это отказ от оправдания войны и насилия. Да, это так.
Но в современных реалиях, когда призывники последние годы в военных операциях не принимают участия, хотя гипотетически такая возможность не исключается с юридической точки зрения, но все таки последний раз военнослужащие по призыву участвовали в военных действиях на территории Грузии в 2008 г.,- так вот, сегодня, не эта сторона становится самой главной в аргументах против военной службы.
Наиболее актуальным сегодня является убеждение в бессмысленности военной службы, бессмысленности похода в армию. Унизительно, когда тебя заставляют делать вещи, смысла которых ты не понимаешь. Я не понимаю смысла военной службы. Никакое прочтение уставов и законов не делает мне понятным, в чем заключается смысл военной службы. Абстрактные фразы про защиту отечества, несмотря на то, что должны по замыслу их сочинителя внушать священный трепет, ничего кроме непонимания и встречных вопросов не вызывают.
Вопросы «от кого защита? Кто нападает? Откуда Вы решили, что нападают? Защита происходит в тот момент, когда человек проходит военную службу по призыву? Каким образом и от кого? А если не в этот момент, то в какой? В будущем? Почему надо учиться держать автомат в руках? Мне отвечают: «на всякий случай, если что». Ответ, который не проясняет, а делает еще более таинственным, почему нужно служить в армии. Ответ «так написано в законе» не удовлетворяет мое любопытство, потому что в законах можно написать, что делая три раза «ку» человек отдает сявщенный долг, но от этого смысла не прибавляется.
Тут наступает время для сакраментального вопроса апологетов военной службы.
«Что ж, по-твоему, армия совсем не нужна?»
Им кажется, что они знают ответ на этот вопрос. Они то считают, что армия нужна, иначе нас все завоюют, потому что если у всех есть армия, а у нас не будет, то ужас -ужас -ужас. На вопрос, почему не будет только у нас, почему Вы считаете другие страны хуже нас, они обычно отвечают, что, конечно, если все откажутся от армий, то да, но ведь так не будет, значит, армия нужна.
Вот такие примерно рассуждения у сторонников военной службы.
А я вот не знаю, нужна или нет. Ну нет у меня твердого мнения.
Т.е конечно, с глобальной точки зрения, армии не нужны. Вот строители, геологи, учителя, врачи, спасатели, пожарные, водители, пилоты, пекари – нужны. А армии не нужны. В глобальном смысле.
Потребность в армии – это мнение большинства людей на данный момент. Это точно. Есть ли такая необходимость объективно – сказать трудно. Ведь не проверить экспериментально. Я полагаю, что нет такой потребности. Однако, наверняка есть люди, которые не только считают, что такая потребность есть, но и понимают, в чем смысл военной службы. Переубеждать и отговаривать их от службы в армии занятие неблагодарное и сомнительное. Хотя это их решение вызывает сожаление, особенно, если это нечужие вам люди.
Армия – это как абортарий.
Я абсолютно уверена, что и война, и армия, которая является ее главным инструментом, – это не жизнь, это антижизнь.
Я не могу ответить на вопрос, нужна ли армия сегодня, но я могу задать встречный вопрос: «А почему именно военную службу называют мифическим «долгом родине»?» Я уж не говорю о том, что у детей не может быть долга перед родителями. Все, что родители дали ребенку, они дали не в долг, а просто так, от любви. И человек может это отдать, по большому счету, только своим детям. Мне, честно говоря, кажется, что мифы про долг перед родиной придумали люди, которым не дано было любить своих детей. Уж не знаю, почему: или детей не было, или любить не умели.
Мне не дает покоя вопрос, почему именно обязательная военная служба в обществе воспринимается как некий обряд инициации? Думаю, что одна из причин – что общество еще примитивно, потому что именно для примитивных обществ характерны обряды инициации.
Представьте себе, что в обществе был бы закон, который предписывал бы обязательную работу в абортарии в течении какого-то времени. У Вас вызывает это отвращение? Шок? А Вам тетеньки из комиссии говорят: «А ну-ка докажите, что Вашим убеждениям противоречит работа в абортарии. Вы считаете аборт злом? Ну все считают. А представьте, что будет, если мы закроем абортарии. Ведь будут подпольные аборты, будут случаи детоубийства. Да и ведь всякие обстоятельства бывают». И далее с предыханием: «Вы что, вообще отрицаете необходимость существования абортариев?»
Я, правда, не понимаю, чем военная служба лучше абортариев? И там и там допускается убийство. И там и там, его оправдывают обстоятельствами. Только по-моему, военная служба еще гнуснее, потому что ей еще придумали гордиться. (Теперь, вроде, додумались исключить из медицинских услуг в рамках обязательного медицинского страхования именно производство абортов, а военные расходы увеличивают).

Я ненавижу рабство и власть человека над человеком всеми фибрами своей души.
Мое главное убеждение – мне отвратительно рабство, те власть человека над другим человеком. Армия же строится на беспрекословном подчинении командирам. Возможно, для того, кто понимает смысл военной службы, это понятно и он согласен пожертвовать частью своей личной свободы ради дела, которым он занимается. Но мне-то не ясен этот «высокий» смысл.
Многие апологеты военной службы даже аргументируют необходимость военной службы тем, что армия защищает свободу отечества, а дисциплина нужна для того, чтобы армия была эффективной. Возможно. Особенно, если Вы понимаете это. По мне, так это просто казуистика. И дисциплина в армии превратилась в самоцель. Зомбирование. Человек находится в полной власти другого человека. Это отвратительно. Власть человека над человеком - это отвратительно. Это одно из центральных моих убеждений, которые вызывают у меня отвращение от армии.
Наивные идеалисты.
Есть люди, которые искренне полагают, что все это не суть армейской службы, а лишь отдельные ее недостатки. Что вот надо прописать все в уставах, исполнять уставы и тогда все будет здорово в армии.
Ничего более трогательного и беспомощного, чем текст общевойскового Устава я не читала. Это очень инфантильный образ мысли, что надо просто все регламентировать до последней мелочи и тогда, наступит порядок и все будет хорошо.
Подробней об этом читайте: « Всю эту армейскую службу я для себя выключаю наружным рубильником» или комменты к Уставу

На самом деле, это такая попытка бегства от жизни и Свободы – все регламентировать, попытаться исключить любую спонтанность, любое проявление живого. От того, что регламентировать максимально возможное и пояти невозможное, смысла то не прибавляется. Устав – лишь вынужденная попытка минимизировать произвол и насилие в структуре, которая создана именно для применения или демонстрации силы. Поэтому, стремиться к соблюдению порядка, конечно, надо, но следует понимать всю ограниченность. Стремиться, на мой взгляд, надо не соучаствовать в этом институте.
У меня есть убеждение, что недопущение свободы становится центральным моментов в армии, на котором строятся все отношения там. И нечего ответить на недоуменный вопрос защитников военной службы «А как по-другому, это же армия?».
Обиженные военные.
Очень часто, когда сторонники военной службы доходят до признания, что личность в армии подавляется, что нет и тени Свободы, им становится обидно – за себя, за товарищей, с которыми отслужили. И в качестве такой моральной компенсации, они любят выставить тезис: « вот, Вы говорите, что в армии нет Свободы, что человек находится в подчинении другого А разве в гражданской жизни не также?» И я чувствую, как они прямо с облегчением вздыхают. В том то и дело, что в гражданской жизни по-разному. Но они и в гражданской жизни ищут то, что похоже на военную антижизнь. Они оправдывают рабство и им от этого легче. Потому что есть привычка к рабству и очень тяжело от нее избавиться.
Думаю, ответом будет цитата из переведенного Л.Н. Толстым для его «Круга чтения» произведения Ла Боэти «Добровольного рабства»:
«Во всех странах и во всяком воздухе противно рабство и приятна свобода, и потому надо жалеть тех, которые родились с игом на шее. Но надо и извинять таких людей, так как они никогда не видали даже тени свободы и потому не замечают всего зла рабства. Ведь никто не сожалеет о том, чего никогда не имел, и приходит сожаление только после потерянного удовольствия.
Для человека естественно быть свободным и желать быть им, но вместе с тем его природа такова, что он привыкает ко всему.
Итак, мы скажем, что человеку естественны все вещи, к которым он привыкает. Так что первая причина добровольного рабства есть привычка - та привычка, по которой самые лучшие кони сначала грызут свои удила, а потом играют ими, сначала рвутся из-под седла, а под конец как бы с гордостью гарцуют в своей сбруе. Люди говорят, что они всегда были подданными, что их отцы жили таковыми, - думают, что должны переносить неволю, заставляют себя верить в это и на основании давности оправдывают власть тех, которые их тиранят. Но среди таких покорных встречаются и благородные люди, которые, чувствуя тяжесть ига, желают свергнуть его и никогда не привыкают к подчинению. Эти люди, как Улисс, который на море и на земле желал видеть дым своего родного очага, помнят о своих естественных правах и о свободных своих предках; обладая ясным пониманием и проницательным умом, они не довольствуются, подобно грубой толпе, только тем, что у них под ногами, но имеют головы на плечах, - головы, воспитанные образованием и наукой. И эти люди, если бы свобода совсем покинула мир, если бы навсегда была потеряна для людей, все-таки чувствовали бы ее в своем духе и любили бы ее, так как рабство им всегда противно, как бы его ни наряжали».
Все-таки армия – это и есть рабство, как бы ни рядили его в костюмы защиты отечества.
Кстати, об Улиссе (в греческом варианте – Одиссее) ! Вспомнился эпизод из самого знаменитого романа о дезертире – «Прощай, оружие!» Хемингуэя, когда герой Фредерик Генри решается дезертировать: он бросается в реку, и, подобно Одиссею – Улиссу, спасается, уцепившись за бревно. Но о книгах поговорим в другом очерке