Основанием для возмещения ндс является. Условия возмещения ндс из бюджета. Возврат НДС на расчетный счет

Порядок возмещения НДС бывает общий и ускоренный. Последний еще называют заявительным. В общем случае налог вы получите после проведения камеральной проверки и при благоприятном ее исходе. В чем суть ускоренного порядка возмещения и его отличия от основного, рассмотрим в нашей статье.

Основные моменты при возмещении

Ситуации, позволяющие получить возмещение НДС, могут возникать не только у экспортеров, но и у тех налогоплательщиков, которые не занимаются внешнеэкономической деятельностью. Для экспортеров процедура существенно сложнее, так как им еще придется доказывать наличие оснований на применение нулевой ставки налога.

Различают общий и заявительный порядок возмещения НДС. Последний позволяет получить возмещение в ускоренном варианте (до завершения налоговой проверки), условия применения которого прописаны в ст. 176.1 НК РФ. Процедуры проведения самой проверки при обоих порядках идентичны.

Право на возмещение возникает, если сумма налога, начисляемого к уплате, оказывается меньше, чем объем вычетов по НДС. При возмещении компания получает назад сумму налога, которую ранее уплатила поставщику в виде добавления его к цене товара (услуг, работ).

Ситуации, когда возникает право на возмещение налога из бюджета, как правило, возникают:

  • у экспортеров (ведь они продают товар на экспорт по нулевой ставке НДС, а сырье, материалы или готовую продукцию от производителей закупают с применением полной ставки налога);
  • компаний, продающих продукцию с применением ставки 10% и закупающих товары (услуги или работы) с учетом ставки налога, равной 20%;
  • предприятий, которые продали в отчетном периоде меньше товаров, чем приобрели, или у производителей, которые получили доход от реализации своей продукции, меньший, чем понесенные затраты (такая ситуация может возникнуть не только в результате убыточной деятельности предприятия или утери/порче продукции, но и по причине низкого спроса на нее);
  • торговых компаний в случае окончания срока годности продукции и снятия ее с продажи и т. д.

Способы получения возмещения

1. Автоматический зачет имеющейся задолженности предприятия перед бюджетом по налогам. Такое погашение долгов по налогам, пеням и штрафам за счет возмещения НДС производится в соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ.

Исключение составляют случаи погашения недоимки и штрафов, которые, в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ, могут быть взысканы лишь по решению суда. Подробное разъяснение по этому случаю предоставил Президиум ВАС в своем постановлении от 16.04.2013 № 15856/12.

Кроме того, налоговая инспекция не сможет автоматически погасить задолженность по пеням и штрафам за счет возмещения по НДС, если суд своим решением приостановил это взыскание. Это разъяснено в постановлении ФАС Центрального округа от 18.01.2010 № А35-1181/09-С2 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 24.05.2010 № ВАС-5885/10).

2. По заявлению налогоплательщика, переданному на бумажном носителе или в электронной форме, зачет может быть проведен в счет будущих налоговых платежей в бюджет (п. 6 ст. 176 НК РФ).

3. По заявлению плательщика производится возврат денежных средств на его банковский счет в порядке, указанном в п. 8 ст. 176 НК.

Сроки возмещения НДС при общем и заявительном порядке

В НК РФ установлены ограниченные сроки по всем этапам, предшествующим получению возмещения по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиком. Стоит обратить внимание, что пропуск сроков со стороны налоговой грозит ей последствиями в виде уплаты процентов налогоплательщику.

Сроки при общем порядке

1. После подачи налоговой декларации за отчетный период и заявления на возмещение ИФНС проводит камеральную проверку. Сейчас срок проведения проверки составляет 2 месяца, но если у налоговой возникнут подозрения в совершении нарушений ее могут продлить до 3-х (п. 1 ст. 176, ст. 88 НК РФ).

2. Если в ходе проведения камеральной проверки не были выявлены нарушения, то ИФНС, в соответствии с пп. 2, 6 и 7 ст. 176 НК РФ, в 7-дневный срок (в рабочих днях) принимает решение о возмещении НДС целиком либо частично (а также решение о зачете в счет будущих платежей или возврате, если об этом просил налогоплательщик). При этом:

  • на следующий день после принятия положительного решения в казначейство направляется поручение о проведении платежа (абз. 1 п. 8 ст. 176 НК РФ);
  • в течение 5 дней казначейство проводит платеж на счет налогоплательщика, который был указан им в заявлении (абз. 2 п. 8 ст. 176 НК РФ).

Всего на возврат не вызывающей возражений у налогового органа суммы возмещения по НДС отводится 2 месяца и 12 (7+5) дней после подачи декларации и заявления о возмещении. Если заявление не подавалось до вынесения решения о возмещении, то срок перевода денежных средств казначейством будет увеличен до 1 месяца с момента получения ИФНС этого заявления (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

3. Если в ходе проведения проверки были выявлены нарушения налогового законодательства и предприятию было отказано в возмещении, то в течение 10 дней после завершения проверки составляется соответствующий акт и передается налогоплательщику.

Сроки при заявительном порядке

Право на возмещение НДС в ускоренном порядке налогоплательщики имеют при соблюдении определенных условий, установленных ст. 176.1 НК РФ (в частности, это определенный объем уплаченных налогов за 3 предыдущих года, наличие банковской гарантии или поручительства).

Если все условия выполняются, то после подачи декларации налогоплательщик должен в 5-дневный срок подать заявление о возмещении НДС в соответствии с п. 7 ст. 176.1 НК РФ. Налоговый орган также в 5-дневный срок с момента получения заявления налогоплательщика (при условии соблюдения последним требований, установленных пп. 2, 4 и 7 ст. 176.1 НК РФ) принимает решение о предоставлении возмещения или отказе в этом (п. 8 ст. 176.1 НК РФ).

Если у налогоплательщика имеется недоимка по налогам и пеням, то проводится ее автоматический зачет в счет суммы возмещения (п. 9 ст. 176.1 НК РФ). Не позже дня, наступающего за принятием решения о возмещении, ИФНС передает казначейству поручение о перечислении возмещаемой суммы на банковский счет налогоплательщика (п. 10 ст. 176.1 НК). В 5-дневный срок территориальный орган Федерального казначейства производит перевод средств налогоплательщику.

Если на 12 день после подачи заявления налогоплательщика по ускоренной процедуре не было произведено возмещение НДС, то происходит начисление процентов. После получения уведомления от казначейства о возврате суммы возмещения налоговая инспекция в 3-дневный срок принимает решение о возврате насчитанных процентов и на следующий день направляет соответствующее поручение в казначейство (абз. 4 п. 10 ст. 176.1 НК РФ).

Срок проведения камеральной проверки по заявленным суммам НДС к возмещению также составляет 2 месяца, как и при общем порядке возмещения. Если по итогам проверки будет определено, что налогоплательщик не имел права на возмещение, то у него возникнет недоимка на сумму выплаченного ему возмещения. Ее придется погасить либо самому налогоплательщику, либо его гаранту (поручителю) в течение 5 дней с даты получения требования о возврате. При отсутствии добровольной уплаты взыскание произведут в принудительном порядке.

Проценты за несвоевременное возмещение НДС

При задержке выплаты возмещения налогоплательщику налоговая инспекция в одностороннем порядке обязана рассчитать проценты за каждый день просрочки исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Налогоплательщику для этого не требуется подавать заявление, как было установлено в постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 № 12842/11 и 17.03.2011 № 14223/10.

Проценты начисляются и в том случае, если налоговый орган принял решение об отказе в возмещении, а налогоплательщик в суде доказал свою правоту, в результате чего это решение вместе с актом были отменены (постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 и Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 13678/11). При этом начисление процентов производится с 12 дня после окончания налоговой проверки.

При исчислении процентов учитываются как выходные, так и праздничные дни. К такому выводу пришли суды, основываясь на том, что в НК РФ нет ссылок на то, что следует считать по-иному. Основанием для использования такой судебной практики является постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13.

Такие же правила по начислению процентов начиная с 12 дня по окончании камеральной проверки касаются и случаев, когда налоговый орган принял решение о частичном возмещении НДС. Речь идет о признанной налоговыми инспекторами сумме НДС к возмещению. Подтверждают это постановления Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 13678/11 и № 13678/11.

Порядок обжалования

Если налоговая служба по результатам камеральной налоговой проверки составила акт и отказалась возместить НДС, то у налогоплательщика есть 1 месяц для подачи своих возражений в тот налоговый орган, который проводил проверку. Письменные возражения подают в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ. Срок рассмотрения возражений не должен превышать 10 дней, хотя может быть и продлен (но не более чем на 1 месяц).

Если решение ИФНС не устраивает налогоплательщика, то следующим шагом будет обращение в вышестоящий налоговый орган с жалобой или апелляционной жалобой в порядке ст. 138, 139.1-140 НК РФ.

В случае получения отказа в вышестоящем налоговом органе налогоплательщик имеет право обратиться в арбитражный суд. При этом обжаловать оба решения (отказ в возмещении и привлечении к ответственности) можно одновременно — путем подачи одного искового заявления и уплаты госпошлины как за единое требование (постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Отражение в бухучете

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета в бухгалтерском учете отражается следующим образом:

Дт 68 Кт 19 — предъявление налога к возмещению;

Дт 51 Кт 68 — зачисление возмещения на расчетный счет налогоплательщика от казначейства;

Дт 68 зачтенного налога Кт 68 — зачет платежа (недоимки) по налогу за счет возмещения НДС;

Дт 68 (76) Кт 91 — начисление процентов за несвоевременное возмещение НДС;

Дт 51 Кт 68 (76) — проценты поступили на банковский счет налогоплательщика.

Нюансы заявительного порядка возмещения НДС

Как мы отмечали выше, правом воспользоваться заявительным (ускоренным) порядком возмещения налога на добавленную стоимость можно лишь при соблюдении ряда условий, указанных в статье 176.1 НК РФ. Так, в большинстве случаев налогоплательщик должен предоставить гарантию (банковскую или поручительство) того, что гарант возместит бюджету сумму возмещенного НДС, если по итогам проверки выяснится, что налогоплательщик не имеет права на возмещение.

Освобождаются от обязательства предоставления финансовой гарантии лишь крупные налогоплательщики. К таковым относятся юрлица, существующие не менее 3 лет и уплатившие за последние 3 года в бюджет налогов на сумму, превышающую 2 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

Причем речь идет не только о непосредственной уплате налогов (акцизов, НДС, налога на прибыль, НДПИ) в бюджет, но и в порядке зачета таких обязательств (письмо ФНС России от 23.07.2010 № АС-37-2/7390@). В расчет не берутся налоги, уплаченные при ввозе товаров, и суммы налогов, удержанных компанией в качестве налогового агента.

При расчете уплаченных (зачтенных) налогов за 3 года вычитается сумма излишне взысканных (уплаченных) налогов. Исключением являются налог на добавленную стоимость и акцизные сборы, которые были возвращены за предыдущие 3 года в соответствии со ст. 176 (176.1) и 203 НК (письма Минфина России от 31.08.2017 № 03-07-11/55788, от 13.07.2010 № 03-07-08/200 и ФНС России от 23.07.2010 № АС-37-2-7390@).

Если налогоплательщик не соответствует требованиям подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, то он может воспользоваться заявительным порядком возмещения при предоставлении банковской гарантии. Требования к такой гарантии содержатся в ст. 368-379 Гражданского кодекса России. Кроме того, специальные требования указаны в ст. 74.1 и 176.1 НК РФ.

Обязательным требованием, предъявляемым к банку, который выдал гарантию, является включение его в специальный список Минфина России (пп. 3 и 4 ст. 74.1 НК РФ). С этим перечнем можно ознакомиться на сайте финансового ведомства. При этом разрешено выдавать гарантию и филиалу попавшего в перечень банка (письмо ФНС России от 15.06.2010 № ШС-37-3/4049@).

В гарантию не должны быть включены какие-либо другие суммы, кроме заявленного к возмещению НДС. А срок ее действия должен быть не меньше 10 месяцев со дня представления в ИФНС декларации по налогу.

Если налогоплательщик осуществляет деятельность в местности, которая считается территорией опережающего социально-экономического развития или является резидентом свободного порта Владивосток, то достаточным является предоставление им в ИФНС договора поручения от имени управляющей компании. В этом договоре будет закреплено обязательство поручителя уплатить в бюджет за налогоплательщика сумму полученного возмещения, если право на возмещение не будет подтверждено (подп. 3 и 4 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Срок действия такого договора должен составлять не меньше 8 (с 01.07.2017 - 10) месяцев с даты представления в ИФНС декларации по налогу.

С 01.07.2017 (закон «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ) к числу налогоплательщиков, имеющих право на заявительный порядок возмещения НДС, добавлены представившие поручительства юрлиц, готовых возместить за них ту сумму налога, которая окажется выплаченной неправомерно (подп. 5 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Поручитель должен (п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ):

  • иметь объем уплаченных за 3 года, предшествующих году поручительства, налогов не менее 2 млрд руб., а объем обязательств по договорам поручительства (вместе с даваемым налогоплательщику) не больше 50% от величины чистых активов;
  • не находиться в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства и не иметь долгов по уплате налоговых платежей.

О форме договора поручительства для упрощенного возврата НДС читайте .

Итоги

Для получения возмещения из бюджета суммы НДС налогоплательщик должен представить вместе с налоговой декларацией еще и заявление. При этом есть возможность воспользоваться как общим порядком возмещения, так и заявительным.

При общем порядке возмещения сумма налога будет возвращена или зачтена не ранее 2 месяцев и 12 дней после подачи декларации и заявления. Если заявление было подано после принятия решения о возмещении, то срок зачисления средств из бюджета на банковский счет налогоплательщика увеличится на 30 дней.

Если у налогоплательщика есть возможность рассчитывать на заявительный порядок, то сроки возмещения НДС существенно сокращаются: он сможет получить возмещение на 12 день после подачи соответствующего заявления. В случае задержки возврата (зачета) возмещения по НДС налоговая инспекция дополнительно уплачивает проценты.

Если по результатам камеральной проверки налогоплательщику будет отказано в возмещении НДС, то он может направить возражения в налоговый орган. В случае негативного решения по результатам изучения поданных возражений обжаловать его нужно в вышестоящем налоговом органе, а затем (в случае неудачи) — в суде.

При определении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, налогоплательщик вправе уменьшить исчисленную в порядке ст. 166 НК РФ сумму НДС на суммы налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ (п. 1 ст. 173 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 173 НК РФ в случае превышения налоговых вычетов над суммами исчисленного НДС образовавшаяся положительная разница подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением ситуаций, когда декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 15.06.2010 N 2217/10 подчеркнул: "непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм налога на добавленную стоимость является соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ".

Президиум ВАС РФ в данном Постановлении указал, что пропуск налогоплательщиком срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ, исключает возмещение НДС.
При этом исходя из складывающейся судебной практики право на может быть реализовано налогоплательщиком в любой налоговый период в пределах срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ.
Президиум ВАС РФ в нескольких постановлениях делает следующие выводы:

  • "при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) в таможенном режиме экспорта уплаченные поставщикам этих товаров (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость, если они документально подтверждены, подлежат возмещению в пределах установленного законом срока вне зависимости от того, в каком налоговом периоде налогоплательщик-экспортер заявил о своем праве на такое возмещение" (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 N 16086/06);
  • "само по себе то обстоятельство, что общество заявило налоговые вычеты за иной налоговый период, а не представило уточненную налоговую декларацию, не может служить правовым основанием для лишения его права на обоснованную налоговую выгоду" (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.06.2009 N 692/09);
  • "то обстоятельство, что общество заявило налоговый вычет, право на который возникло в 2004 - 2005 гг., в налоговой декларации за I квартал 2006 г., само по себе не может служить основанием для лишения его права на применение налогового вычета" (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 N 2217/10).

Таким образом, право на применение вычета НДС не зависит от того, в какой именно налоговый период, ограниченный тремя годами, и в какой именно - первичной или уточненной - налоговой декларации заявлен вычет НДС .

Примечание. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.09.2009 N 5154/09 разъяснил, что налогоплательщик, не приложивший к первоначальной декларации часть документов, подтверждающих нулевую ставку НДС, вправе в пределах срока, установленного законодательством, подать уточненную налоговую декларацию и приложить к ней необходимые документы. В данном случае, говоря о "пределах срока, установленного законодательством", Президиум ВАС РФ, по всей видимости, имел в виду п. 7 ст. 78 НК РФ (три года со дня уплаты суммы налога).

Главным условием для применения налогового вычета НДС является соблюдение трехлетнего срока , в пределах которого может быть реализовано право на применение вычета, который исчисляется начиная с даты окончания соответствующего налогового периода и до момента непосредственно подачи самой декларации (первичной или уточненной), в которой заявлен вычет НДС.

В НК РФ отсутствует определение понятия "соответствующий налоговый период ".

Однако из системного анализа положений гл. 21 НК РФ следует, что под таковым следует понимать налоговый период, когда у налогоплательщика возникло право на применение налогового вычета НДС, а именно когда налогоплательщиком были соблюдены все условия для применения налогового вычета (возмещения) НДС, предусмотренные ст. ст. 171 и 172 НК РФ.

Примечание. ВАС РФ в Определении об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ от 30.03.2011 N ВАС-3298/11 указал, что под соответствующим налоговым периодом, указанным в п. 2 ст. 173 НК РФ, следует понимать период, в котором у налогоплательщика возникло право на возмещение налога (применение налогового вычета), а не период, которым датированы счета-фактуры.

Право на применение налогового вычета возникает у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором соблюдены все предусмотренные НК РФ условия для вычета, а именно:

  • товары (работы, услуги), имущественные права приобретены плательщиком НДС для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС;
  • приобретенные товары (работ, услуг), имущественные права приняты на учет, а также имеются в наличии соответствующие первичные документы, подтверждающие принятие их к учету;
  • имеются в наличии счета-фактуры по приобретенным у плательщиков НДС, состоящих на учете в налоговых органах РФ, товарам (работам, услугам), имущественным правам. При этом исходя из складывающейся судебной практики факт поступления счета-фактуры от контрагента с опозданием должен подтверждаться соответствующими доказательствами, например это может быть оригинал почтового конверта с отметками почты. В этом случае также будут учитываться данные книги покупок и журнала учета входящих счетов-фактур.

Каких-либо дополнительных условий для применения вычетов НК РФ не установлено.

В связи с этим вычет НДС не зависит от того, в какой налоговый период приобретенный товар (работа, услуга) начал использоваться в деятельности налогоплательщика, облагаемой НДС, в каком периоде был введен в эксплуатацию (составлен акт о вводе в эксплуатацию) объект основных средств, в каком периоде закончены все работы по договору (при наличии положений в договоре о поэтапном принятии работ и акта, составленного по форме КС-2) и т.д. (см. Постановления ФАС Поволжского округа от 09.02.2012 по делу N А57-4110/2011 и ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2010 по делу N А56-13852/2010 и от 17.12.2010 по делу N А56-10812/2010).

При этом начало течения срока для возмещения НДС определяется именно моментом окончания соответствующего налогового периода, когда возникло право на налоговый вычет (возмещение) НДС, а не моментом подачи налогоплательщиком декларации в налоговый орган или каким-либо иным моментом.

Окончание определенного таким образом соответствующего налогового периода является начальной точкой отсчета трехлетнего срока, отведенного налогоплательщику п. 2 ст. 173 НК РФ на возмещение НДС в административном порядке, т.е. посредством подачи налоговой декларации в налоговый орган.

Выше были рассмотрены общие условия для применения вычета НДС (перечень условий, срок), при соблюдении которых налогоплательщик вправе получить вычет НДС, предъявив его в налоговой декларации, по результатам налоговой проверки.

От реализации налогоплательщиком права на возмещение НДС путем подачи налоговой декларации, т.е. в административном порядке, необходимо отличать право налогоплательщика на возмещение НДС в судебном порядке, для которого законодательством предусмотрены свои сроки.

Конституционный Суд РФ в Определении от 21.06.2001 N 173-О разъяснил, что ст. 78 НК РФ позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования о возврате налога, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ).

В Определении от 01.10.2008 N 675-О-П Конституционный Суд РФ указал, что пропуск трехлетнего срока не препятствует налогоплательщику обратиться в суд в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства с иском о возврате соответствующей суммы из бюджета, и в таком случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ).

Таким образом, Конституционным Судом РФ фактически был унифицирован подход к применению ст. 78 НК РФ, регулирующей порядок и сроки возврата излишне уплаченных налогов, и ст. ст. 173 и 176 НК РФ, устанавливающих порядок и сроки возмещения НДС, в части применения срока на судебную защиту нарушенного права. Несмотря на различный механизм возникновения обязательств государства по возврату сумм налога перед налогоплательщиком, возникающих в силу ст. ст. 78 и 176 НК РФ, Конституционный Суд РФ признал единство правовой природы излишне уплаченного налога и права на возмещение НДС как обязательства государства по возврату денежных средств налогоплательщику.

При этом Конституционный Суд РФ в приведенных судебных актах также сослался на п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ как на норму, являющуюся общей для исчисления срока исковой давности.

Кроме того, КС РФ считает, что по спорам о возврате (возмещении) НДС необходимо исследовать не только вопросы, связанные с исчислением срока исковой давности, но и выяснять обстоятельства, которые привели налогоплательщика в арбитражный суд с таким заявлением, а именно что мешало реализации права налогоплательщика на возврат (возмещение) НДС во внесудебном порядке.

Так, в Определении от 03.07.2008 N 630-О-П Конституционный Суд РФ указал, что налогоплательщик в рамках судопроизводства в арбитражном суде не может быть лишен возможности обратиться за защитой своего права на возмещение НДС и что арбитражный суд в случае сомнений в правомерности применения (или отказа в предоставлении) налогового вычета обязан установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (оплата покупателем товаров (работ, услуг), фактические отношения продавца и покупателя, наличие документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работы, услуги), и т.п.), которые должны учитываться при решении вопроса о возмещении данного налога, в т.ч. за пределами установленного п. 2 ст. 173 НК РФ срока, если реализации права налогоплательщика в течение этого срока препятствовали обстоятельства, связанные, в частности, с невыполнением налоговым органом возложенных на него обязанностей или с невозможностью получить возмещение, несмотря на своевременно предпринятые к тому действия со стороны налогоплательщика, и т.п.

Иными словами, в данном Определении Конституционный Суд РФ разъяснил, что обстоятельствами, препятствующими реализации права налогоплательщика на своевременное возмещение НДС, являются :

  • невыполнение налоговым органом возложенных на него законом обязанностей. Оно может выражаться в форме как действий, так и бездействия. К таким случаям можно отнести принятие налоговым органом решения об отказе в возмещении НДС или непринятие налоговым органом решения в пределах срока, отведенного налоговому органу законом на принятие решения по декларации, либо иного момента с учетом конкретных обстоятельств дела;
  • невозможность получить возмещение, несмотря на своевременно предпринятые действия налогоплательщика. Под своевременно предпринятыми необходимо понимать действия, предусмотренные законом для реализации права на возмещение НДС, прежде всего представление им в налоговый орган декларации, в т.ч. уточненной, с отраженным в ней правом на возмещение налога в пределах срока.

Реализация налогоплательщиком права на возмещение НДС в судебном порядке в любом случае возможна только при условии своевременного обращения налогоплательщика в налоговый орган с налоговой декларацией в срок, предусмотренный п. 2 ст. 173 НК РФ, т.е. соблюдения налогоплательщиком административной (внесудебной) процедуры реализации своего права на возмещение НДС.

Соблюдение административной процедуры означает не только представление в налоговый орган налоговой декларации, но и обязательное исполнение налогоплательщиком обязанностей по представлению в налоговый орган документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых вычетов (в случае истребования последних налоговым органом на основании ст. 88 НК РФ).

В случае несоблюдения налогоплательщиком вышеуказанной досудебной процедуры в удовлетворении требований ему с большой долей вероятности будет отказано, поскольку, оценивая законность подобного решения (бездействия), арбитражный суд будет исходить из обстоятельств, имевших место в момент принятия налоговым органом оспариваемого решения или в период бездействия (Постановление Пленума ВАС РФ от 18.12.2007 N 65).

Таким образом, неподача налогоплательщиком налоговой декларации в пределах срока, установленного ст. 173 НК РФ, или несоблюдение им административной процедуры возмещения НДС означает утрату им права на возмещение НДС в административном (в связи с истечением трехлетнего срока) и в судебном порядке (в связи с отсутствием факта нарушения прав налогоплательщика).

Пленум ВАС РФ в Постановлении от 18.12.2007 N 65 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов" поддержал и развил позицию Конституционного Суда РФ, указав, что невыполнение налоговым органом возложенных на него обязанностей влечет нарушение прав налогоплательщика. В этом случае налогоплательщик, обращаясь в суд за защитой своего права на возмещение НДС, вправе предъявить требование как неимущественного, так и имущественного характера. Суд обязан рассмотреть по существу требование имущественного характера, поскольку применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ такое требование может быть предъявлено в суд в течение трех лет считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возмещение НДС. Ранее в Постановлении от 08.11.2006 N 6219/06 Президиум ВАС РФ указал, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

В Постановлении от 28.10.2008 N 5958/08 Президиум ВАС РФ разъяснил, что порядок возмещения излишне уплаченного НДС регламентирован ст. ст. 171 и 176 НК РФ. По смыслу упомянутых правовых норм требование о возмещении НДС применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ может быть предъявлено в суд в течение трех лет считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возмещение этого налога.

Таким образом, пропустив установленный п. 2 ст. 173 НК РФ срок возмещения НДС, путем представления в налоговый орган налоговой декларации налогоплательщик имеет право на обращение в арбитражный суд с заявлением (требованием имущественного характера) о возмещении НДС.

При этом налогоплательщик должен доказать арбитражному суду, что с момента, когда он узнал о нарушении своего права на возмещение НДС, до момента обращения в арбитражный суд (дата подачи иска) не прошел срок исковой давности - три года.

Учитывая изложенное, особое значение в данном случае имеет определение момента, с которого налогоплательщик мог узнать о том, что его право на возмещение НДС нарушено .

Ниже приведена судебная практика, в которой рассмотрены ситуации, связанные с определением момента, с которого налогоплательщик признается арбитражными судами узнавшим о нарушенном праве.

Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 N 636/10

Президиум ВАС РФ указал на то, что, если налогоплательщику решением налогового органа было отказано в возмещении НДС и такое решение признано незаконным по решению суда, срок на защиту права на возмещение НДС (требование имущественного характера - о возмещении из бюджета денежных средств путем возврата) подлежит исчислению с момента вступления в силу решения суда о признании незаконным решения налогового органа.

Постановление Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 17372/09

В данном Постановлении Президиум ВАС РФ указал, что зачет или возврат производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

В то же время приведенная норма применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ не препятствует налогоплательщику обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

При определении момента, с которого начинается течение срока для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, необходимо учитывать, что возврат сумм излишне уплаченного налога при наличии у налогоплательщика недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Для реализации налогоплательщиком указанных положений НК РФ и определения размера реальных сумм, подлежащих возврату, установлен механизм проведения совместной сверки расчетов, по результатам которой оформляется акт, форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Общество выполнило требования названных положений НК РФ - своевременно обратилось с соответствующим заявлением, провело сверку расчетов, предприняло действия по урегулированию спорного вопроса относительно наличия у него задолженности по уплате пеней, превышавшей сумму его переплаты по налогу.

Учитывая в совокупности изложенные обстоятельства и отсутствие со стороны общества нарушений процедуры досудебного урегулирования спора, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из того, что получение обществом акта взаимной сверки расчетов, подтверждающего наличие у него сумм переплаты по налогу на прибыль, в этом случае должно рассматриваться в качестве момента, с которого исчисляется трехлетний срок на обращение в суд за защитой нарушенного права.

Кроме того, по мнению Президиума ВАС РФ, в данном споре уплата 29.06.2004 обществом налога сама по себе не свидетельствовала о возникновении у налогоплательщика переплаты, подлежащей возврату, поскольку этот факт налоговым органом до 01.04.2008 оспаривался, а отражение по лицевому счету недоимки по пеням юридически препятствовало обществу требовать от налогового органа совершения действий по принятию решения о возврате налога в заявленной им сумме.

Постановление Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 N 9282/11

Президиум ВАС РФ также поддержал налогоплательщика, указав следующее. В силу п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166, на установленные ст. 171 налоговые вычеты.

Согласно абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2006, вычетам подлежали суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ.

Порядок применения налоговых вычетов определен ст. 172 НК РФ, согласно п. 5 которой вычеты сумм налога, названные в абз. 1 п. 6 ст. 171 НК РФ, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абз. 2 п. 2 ст. 259 НК РФ (с момента начисления амортизации).

Таким образом, действовавшее правовое регулирование не позволяло заводу заявить налоговый вычет до окончания монтажа и постановки оборудования на учет по счету 01 "Основные средства".

Изменения, внесенные в п. 5 ст. 172 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" и вступившие в силу с 01.01.2006, предусматривают, что налоговые вычеты сумм НДС, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении оборудования к установке, производятся в полном объеме после принятия на учет такого оборудования.

Поскольку ст. 3 Закона N 119-ФЗ не содержит каких-либо переходных положений для ситуаций, когда налогоплательщики приобрели оборудование, требующее монтажа, и не смонтировали его до 01.01.2006, следовательно, не имели права на налоговый вычет в момент его приобретения, налогоплательщики вправе реализовать свое право на этот вычет в течение трех лет начиная с момента действия изменений, внесенных в названную статью НК РФ, т.е. с 01.01.2006.

Принимая во внимание тот факт, что налоговые вычеты были заявлены в налоговых периодах 2006 - 2007 гг., сроки, установленные п. 2 ст. 173 НК РФ на их применение, не истекли.

Определение Президиума ВАС РФ от 17.09.2010 N ВАС-12406/10

ВАС РФ в Определении об отказе в передаче дела разъяснил, что по смыслу изложенных в ст. ст. 79, 171, 176 НК РФ норм требование о возмещении НДС может быть предъявлено в суд в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возмещение этого налога. Этот момент определяется с учетом срока для осуществления налоговым органом соответствующих действий, предусмотренных ст. 176 НК РФ.

В рассматриваемом случае, поскольку налоговыми органами в установленные сроки по результатам камеральной проверки уточненной декларации решения о возмещении НДС (или об отказе в возмещении налога) не принималось, арбитражные суды пришли к выводу, что налогоплательщик узнал о нарушении своего права в момент неполучения указанного решения налогового органа в срок, установленный НК РФ.

Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08

В Постановлении суд не поддержал налогоплательщика, разъяснив следующее.

Моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога.

Бремя доказывания этих обстоятельств в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ возлагается на налогоплательщика.

Таким образом, вывод арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о необходимости исчисления трехлетнего срока на возврат излишне уплаченного налога начиная с даты представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации правомерно признан арбитражным судом кассационной инстанции необоснованным. Арбитражный суд кассационной инстанции, основываясь на представленных сторонами доказательствах, пришел к следующему выводу: поскольку об излишней уплате налога на имущество налогоплательщик должен был узнать в день уплаты налога или при подаче первоначальной налоговой декларации, на момент его обращения в арбитражный суд в 2007 г. срок для возврата излишне уплаченного налога за 2003 г. был пропущен.

Постановление Президиума ВАС РФ от 19.05.2009 N 17473/08

По другому делу Президиум ВАС РФ также не встал на защиту налогоплательщика.

Спор возник в связи с декларацией общества по НДС за июль 2007 г., поданной им в налоговый орган 20.08.2007, в которой предъявлены к налоговому вычету (возмещению) ранее исчисленные суммы этого налога по услугам перевозки грузов на экспорт, осуществленным в 2004 г., в отношении которых налоговая ставка 0% не была подтверждена в установленный НК РФ срок.

Налогоплательщик считал, что налоговая декларация подана им с соблюдением срока, предусмотренного п. 2 ст. 173 НК РФ, - до истечения трех лет после окончания соответствующего налогового периода, подразумевая под ним период, в котором наступил 181-й день с момента реализации услуг, в связи с чем он имеет право на возмещение указанных сумм как налоговых вычетов.

Президиум ВАС РФ разъяснил следующее.

Нормой ст. 173 НК РФ не определено, что такое соответствующий налоговый период, отличный от периода подачи декларации. Следовательно, понятие "налоговый период" должно определяться с учетом иных положений НК РФ.

По правилам НК РФ понятие "налоговый период" связано не с моментом, в котором применяются налоговые вычеты, а с моментом, за который определяется налоговая база для целей уплаты упомянутого налога по операциям реализации.

Спорная сумма НДС была исчислена обществом по ставке 18% в связи с отсутствием у него в установленный срок комплекта документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ для подтверждения налоговой ставки 0%.

Следовательно, налоговым периодом по названным операциям является месяц (с 01.01.2008 - квартал), за который налог подлежит уплате.

Нормы (п. 10 ст. 171, п. 3 ст. 172) НК РФ не устанавливают иного момента определения налоговой базы по операциям реализации своевременно не подтвержденного экспорта, по которым был исчислен налог по налоговым ставкам 10 или 18%, а регулируют порядок его вычета при последующем исчислении налога по тем же операциям по ставке 0%.

Таким образом, указание в п. 2 ст. 173 НК РФ на соответствующий налоговый период по операциям ранее не подтвержденного экспорта означает тот налоговый период, за который определена налоговая база и исчислен налог, заявленный к вычету.

Как установлено судами, декларация с отражением к вычету сумм НДС, уплаченных ранее по операциям неподтвержденного экспорта, подана обществом по истечении трех лет после окончания всех налоговых периодов, в которых состоялась реализация услуг.

Постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 18180/10

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 26.07.2011 N 18180/10 разъяснил, что определенный п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетний срок подачи заявления о возврате излишне уплаченной суммы налога предусмотрен для его предъявления непосредственно в налоговый орган. Пропуск налогоплательщиком указанного срока не препятствует обращению в арбитражный суд с требованием о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы налога, как это установлено п. 3 ст. 79 НК РФ для случаев возврата из бюджета излишне взысканных сумм налога. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ).

Статья 79 НК РФ касается случаев возврата из бюджета сумм излишне взысканных налогов. В этой статье началом течения трехлетнего срока давности для обращения в суд с исковым заявлением определен момент, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания с него сумм налога, поскольку действия налогового органа по взысканию сумм налога могли не совпадать с моментом ознакомления налогоплательщика с такими действиями.

Статья 78 НК РФ регулирует порядок реализации налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченной суммы налога. Согласно данной статье срок давности исчисляется со дня уплаты налога налогоплательщиком (т.е. с момента, когда налогоплательщик самостоятельно исполнил обязанность перед бюджетом). В этой статье предусмотрено, что для возврата излишне уплаченной суммы необходимо направить заявление в налоговый орган, которое он обязан рассмотреть в соответствии с определенными указанной статьей правилами и принять решение в установленные сроки. В случае отказа в удовлетворении заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок налогоплательщик вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о возврате суммы излишне уплаченного налога.

Следует также отметить, что согласно п. 6 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога налогоплательщику допускается только после проведения налоговым органом зачета такой суммы в счет погашения недоимки по уплате налогов или задолженности по пеням, начисленным в пользу того же бюджета. Поэтому обращение налогоплательщика в арбитражный суд без соблюдения предусмотренного законом порядка означало бы необоснованное переложение на суд обязанности налогового органа по проверке документов налогоплательщика с целью установления наличия или отсутствия у него недоимки.

Таким образом, предприятием, обратившимся 31.03.2009 в арбитражный суд с требованием о возврате суммы излишне уплаченного в 2004, 2005 гг. и январе - апреле 2006 г. налога, не соблюден предусмотренный ст. 78 НК РФ порядок возврата такой суммы налога.

Кроме того, предприятием был сделан неверный вывод о начале течения срока на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога за указанные периоды с момента получения заключения привлеченных специалистов по вопросу толкования положений НК РФ, определяющих порядок исчисления налоговой базы по данному налогу.

Довод предприятия о том, что ошибочная уплата НДС обусловлена недостаточной компетентностью его персонала, не может рассматриваться в качестве законного основания для исчисления срока давности не с момента уплаты налога, т.е. когда о факте его переплаты предприятие должно было знать, а с момента, когда ему об этом стало известно.

Из вышеизложенного следует, что ВАС РФ в рассмотренных судебных актах, каждый раз определяя момент, с которого начинает течь три года для обращения в арбитражный суд за возмещением НДС, исходит из фактических обстоятельств конкретного спора.

По мнению ВАС РФ, вопрос о моменте, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушенном праве на возмещение НДС, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, наличия у налогоплательщика возможности для правильного исчисления налога в первоначально поданной налоговой декларации, наличия у налогоплательщика информации о том, что у него имеется переплата по налогу, а также других обстоятельств, которые могут быть признаны арбитражным судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возмещение/возврат НДС.

По всей видимости, данный список может быть дополнен с учетом фактических обстоятельств конкретных споров.

При этом именно налогоплательщику в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ придется в арбитражном суде доказывать, что им не пропущен срок на возврат НДС в судебном порядке.

В любом случае вопрос об определении момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права на возмещение (возврат) НДС, будет разрешен судом с учетом оценки совокупности имеющих значение для дела обстоятельств.

Необходимо отметить, что по другим налогам Президиум ВАС РФ признает возможность того, что налогоплательщик может узнать о том, что им излишне уплачен налог с даты акта выездной налоговой проверки. Представляется, что нижеприведенное дело очень специфическое и не может быть применено ко всем налогам и к любым спорам, связанным с возвратом налогов.

Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 3972/10

В Постановлении разъяснено, что вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога.

В рассмотренном Президиумом ВАС РФ деле после проведения налоговым органом выездной налоговой проверки за 2000 - 2002 гг., в ходе которой было установлено, что общество не является плательщиком ЕНВД, обществом были изменены условия осуществления розничной торговли в целях устранения недостатков, выявленных в ходе предыдущей выездной налоговой проверки, препятствовавшие ему в применении специального налогового режима в виде ЕНВД, в связи с чем общество исчисляло и уплачивало данный налог в IV квартале 2003, 2005 и 2006 гг.

Об излишней уплате ЕНВД общество узнало 23.03.2007 из акта выездной налоговой проверки за 2003 - 2006 гг. Ранее указанной даты общество не могло узнать о наличии у него этой переплаты, поскольку осуществляло предпринимательскую деятельность, подпадающую, по его мнению, под специальный режим налогообложения.

Таким образом, право на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы ЕНВД у общества возникло после составления налоговым органом акта выездной налоговой проверки, т.е. 23.03.2007. Поскольку заявление о возврате излишне уплаченного налога подано обществом в суд 27.10.2008, то на момент его обращения срок на возврат излишне уплаченного налога не истек.

Октябрь 2012 г.

И если вдруг окажется, что размер налога с реализации оказался больше, то организация должна будет произвести доплату в бюджет. Но возможна и обратная ситуация: в таком случае НДС должен быть возмещен из бюджета.

О проблематике ситуации

Налоговый кодекс в статье 176 кратко описывает всю процедуру возврата НДС плательщику из бюджета. Нужно учитывать, что возврат НДС считается довольно серьезной и сложной процедурой, если сравнивать его с применением нулевой ставки НДС или же с зачетом налога.

Но сугубо с теоретической точки зрения процедура достаточно проста и ясна. Правда, практика идет по иному пути.

Возврат налогов плательщикам, конечно же, не выступает в качестве одного из профильных направлений деятельности налоговых органов. Следовательно, эти органы абсолютно не спешат возмещать НДС.

Часто причиной отказа в возмещении становится неправильное оформление поставщиком-контрагентом налогоплательщика первичных документов.

Соответственно, налогоплательщику нужно тщательно проверять правильность оформления счет-фактур во избежание трудностей впоследствии.

Кроме того, органы насторожено относятся к такой ситуации, поскольку она тесно связано с проблемой мошенничества. Речь идет о возврате необоснованных сумм НДС.

Все это в совокупности приводит к тому, что возмещение НДС становится исключительной ситуацией. Стандартно же налоговые органы, даже при отсутствии обоснованной позиции, отказывают.

Условия возврата НДС. Возможные этапы процедуры

Основные условия возмещения НДС заключаются в следующем:

  1. превышение суммы вычетов над суммой начисленного налога;
  2. наличие всех документов, подтверждающих это;
  3. подача заявления о возврате НДС.

Далее для того чтобы вернуть из бюджета НДС, налогоплательщику нужно представить в соответствующую налоговую службу декларацию.

Этот документ должен будет подтвердить, что вычеты (точнее, их сумма) за налоговый период превышают сумму начисленного налога. Следовательно, разница либо подлежит зачету, либо возврату.

После получения декларации налоговая служба должна организовать камеральную проверку. Целью этого мероприятия является подтверждение либо опровержение обоснованности той суммы, которую, предположительно, нужно вернуть. И если никаких нарушений выявлено не будет, то по итогам проверки будет вынесено решение о возмещении средств из бюджета.

Однако необходимо учитывать, что налоговый орган может в ходе проверки и отыскать нарушения, следовательно, будет составлен акт с указанием обнаруженных нарушений. В таком случае у налогоплательщика есть право на опротестование акта с предъявлением своих возражений.

Если после рассмотрения результатов проверки и возражений налогоплательщика налоговая все же отказывает в возврате НДС, то налогоплательщик вправе обжаловать такое решение в вышестоящий налоговый орган.

Не добившись результата и при таком раскладе, налогоплательщик может обратиться в суд.

Вынесенное в пользу налогоплательщика судебное решение дает ему право на получение средств из бюджета, а также на возмещение судебных расходов и взыскание процентов за задержку возврата средств.

Причины возврата НДС

Нередко налоговые органы просят налогоплательщиков в письменном виде предоставить изложение причин, послуживших основанием для возмещения НДС из бюджета.

И хотя организация-налогоплательщик вовсе не обязана объяснять это, лучше все-таки заняться подготовкой соответствующего письма.

Какие же причины могут быть? Поскольку основанием для возврата НДС служит превышение суммы вычетов над суммой, подлежащей уплате в качестве НДС, то следует разъяснить в письме, чем вызвана такая ситуация. Возможно, причина кроется в снижении объемов продаж. Возможно, дело в другом. В любом случае важно просто дать пояснение.

Пакет необходимых документов

В целях увеличения своих шансов на возмещение налога плательщику следует предоставить максимально полный пакет документов.

Речь идет о:

  • счет-фактурах;
  • документах, наличие которых подтверждает фактическую уплату налога в момент ввоза товаров на территорию РФ;
  • документы, которые подтверждают уплату удержанного налоговыми агентами налога;
  • другие документ, среди которых: договоры, которые налогоплательщик заключал с поставщиками и покупателями; платежные поручения в целях подтверждения оплаты поставщикам; бухгалтерская отчетность; и т.д.

Перечень, как видим, неисчерпывающий.

Не забываем о сроках

Поскольку очевидно, что налоговые органы не расположены к оперативному возмещению НДС из бюджета, следует постоянно напоминать им о сроках.

Так, если проверка не обнаружила нарушений, то решение о возмещении НДС должно быть вынесено в течение 7 дней.

А налогоплательщик должен быть извещен о проведенной проверке и о принятом решении в течение 10 дней.

Кроме того, при судебном разбирательстве проценты, выплачиваемые затем за задержку возмещения, начинают отсчитываться с 12-го дня после завершения проверки.

Выводы

Подводя итоги вопросу возмещения НДС из бюджета, необходимо отметить следующее:

  • С практической точки зрения возврат налога представляет собой довольно сложный процесс.
  • Для возмещения нужно соблюдение всех условий, предоставление всех документов и пояснение причин возврата.
  • Налоговые службы не настроены на возмещение, а потому следует подготовиться к затягиванию процесса. Возможно, не обойдется без суда.

Видео на тему того, что такое НДС и порядок его возмещения:

Разберемся, что такое возмещение НДС и как осуществить возврат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, применяющим общую систему налогообложения.

По итогам каждого отчетного периода (квартала) ИП и организации обязаны сдавать декларации по НДС. В декларации налогоплательщик указывает:

  • сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, если сумма налога от реализации оказалась выше «входного» НДС.

ООО «Сталь» реализовало товаров на сумму 1 650 000 руб. (в том числе НДС 251 695 руб.), и закупила материалов на 550 000 руб. (в том числе НДС 83 898 руб.). НДС к уплате в бюджет составит 167 797 руб. (251 695 – 83 898).

  • сумму НДС, подлежащую возмещению из бюджета, если сумма «входного» НДС оказалась выше НДС от реализации.

ООО «Сталь» реализовало товаров на сумму 820 000 руб. (в том числе НДС 125 085 руб.), а товаров закупила на сумму 1 450 000 руб. (в том числе НДС 221 186 руб.) Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составит 96 101 руб.

Примечание: важно не путать понятия «налоговый вычет по НДС» и «НДС к возмещению», это два абсолютно разных понятия. Налоговым вычетом называют налог, уплаченный при приобретении товаров, а НДС к возмещению – разницу между НДС от реализации и «входным НДС», подлежащую возврату из бюджета.

Учитывая изложенное, право на возмещение (возврат) из бюджета налога на добавленную стоимость возникает в случае, когда «входной» НДС превышает НДС от реализации. Такая ситуация может возникнуть также если налогоплательщик использует разные ставки налога при реализации и приобретении товаров (работ и услуг). Например, реализует товар по ставке 0% или 10%, а приобретает по основной – 18%.

Кто имеет право на возмещение НДС

Право на возврат налога на добавленную стоимость имеют только плательщики этого налога, то есть ИП и организации, применяющие общую систему налогообложения. Предприниматели и компании на спецрежимах (ЕНВД, ПСНО, УСНО или ЕСХН) не имеют права на возврат налога.

Примечание: если ИП или организация выставила контрагенту счет-фактуру с выделенной суммой НДС, она обязана будет уплатить полученную от покупателя сумму налога в бюджет, но возместить ее из бюджета она не сможет.

Условия возмещения НДС из бюджета

Право на возмещение НДС у плательщиков данного налога возникает при соблюдении следующих обязательных условий:

  • Документальное подтверждение (наличие первичных документов в том числе счетов-фактур, подтверждающих произведенные операции);
  • Реальность сделки и ее направленность получение прибыли в рамках предпринимательской деятельности;
  • Оприходование товаров, работ или услуг;
  • Добросовестность всех участников сделки, включая контрагентов второго и третьего звена.

Примечание: несоблюдение хотя бы одного из указанных выше условий повлечет отказ в возврате налога из бюджета.

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость

Порядок и особенности возврата из бюджета налога на добавленную стоимость регламентируются ст. 176 НК РФ .

Примечание: обратите внимание, что возмещение НДС - это право налогоплательщика, которое он должен подтвердить. По этой причине налоговый орган не может самостоятельно произвести возврат НДС из бюджета.

Всего существует два способа возврата НДС из бюджета:

  • Обычный

Данный порядок применяется теми налогоплательщиками, которые не имеют права на заявительный (ускоренный) порядок возмещения налога.

  • Заявительный

Основным отличием заявительного порядка от общего является возврат налога до окончания камеральной проверки.