Факторы специфики формы государства. Форма государства. Факторы, влияющие на форму государства

Слово форма говорит о внешнем устройстве. Когда говорим о форме государства это внешняя организация, внешнее строение гос власти, которая нам показывает, как организованна власть в государстве, кому и на каких началах она принадлежит, как распределяется гос власть по вертикали (центральные и местные органы власти) и горизонтали.

Также форма гос-ва нам показывает, какими способами и чьих интересах осущ гос власть, какова степень участия народа в формировании и осущ гос власти.

С точки зрения системного подхода форма государства представляет собой совокупность способов, организации, распределения и осущ гос власти, которые определяют степень участие народа в формировании органов гос власти и ее реализации.

Исходя из этого определения можно выделить три элемента формы государства: Форма правления. Форма гос устройства. Политко- правовой режим.

Нужно отметить что форма государства это древняя политическая категория, о форме гос-ва говорили и писали еще античные философы, такие как Платон, Аристотель, Цицерон и др. В то время форма гос сводилось к форме правления, в дальнейшем с усложнение соц структуры добавили и другие элементы.

Форма государства зависит – на форму государства множество различных факторов, как социальных, так и экономических и политических и территориально- географических.

Все эти факторы можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние факторы:

Внутренние территориальные факторы – размеры территории государства в первую очередь будет оказывать на форму гос устройства. Если территория государства относительно не большая по площади, то вероятно что государство будет унитарным.

Если гос занимает большую площадь – вероятно что оно будет федеративным и конфедеративным.

Наличие на территории государства крупных географических объектов (например крупных горных хребтов) вероятно это государство будет – сложной формой гос устройства (Швейцария).

В свое время на это обращал внимание Н. Макиавелли – Северные гос-ва холодный климат спокойный характер – здесь монархия и Южный климат – горячая кровь – республика.

Еще важно расположено государство на континенте или островное, если островное – то самобытность и независимость форм.

Если говорить о внутриэкономических факторах, то можно выделить.

Уровень развития экономики, чем выше экономика, тем более демократическое государство.

Тип экономики – либо это экономика обменного типа или распределительного типа.

Обменный тип располагает большую степень экономической свободы, т.е. более либеральным будет государство.

Распределительный тип – жестким и возможно тоталитарный режим.

Можно говорить о степени складности экономики:

Либо одноукладная – одна форма собственности.

Многоукладная экономика.

Если говорить о социальных факторах

Национальный состав населения – либо мононациональная или полинациональная.

Полинациональное государство – возможно сложное и федеративным.

Мононациональное – унитарное возможно и простое

Исторические условия развития общества.

Традиции, обычаи, культура общества (ментальность народа).

Во многих современных монархических гос-вах сохранение монархии это дань традиции.

Внутриполитические факторы

Расстановка политических сил внутри страны.

Какие в данном обществе политические силы.

Как они организованы.

Как они представлены в системе гос власти.

Это в первую очередь будет влиять на форму правления.

Уровень политического сознания и политической культуры общества.

Степень политической активности населения – в первую очередь на форму правления и на режим государства.

Внешние факторы:

Территориально- географические факторы:

Где в каком окружении находится государство, в каком оно отношении с соседями. Союзные государства или враждебные.

Внешнее политическое заимствование и внешнеполитическое давление.

Заимствование полагает – государства взаимодействуют и воспринимают у друг друга элементы и формы наиболее рациональные и удобные для него. Пример. Россия Конституция РФ заимствована у французов – модель пятой французской республики, а принцип разделения властей позаимствовано у американцев.

Внешнеполитич давление или навязывание – здесь речь о том, что одни государства на данный момент более сильные в политич отношении – навязывают более слабым государствам выгодные для себя элементы форм. Пример после второй мировой войны – государства восточной Европы отошли к СССР. До войны они были монархическими, а после стали республиками с народной демократией. Еще пример в современном мире Америка – Иран, АФГАНИСТАН, т.е. происходит экспорт американских ценностей.

Назовите три фактора, обуславливающие специфику конкретной формы государства, указанные автором. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один фактор, не указанный в тексте.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.

На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определённой степени, хотя и косвенно, даже особенности её географического положения.

При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.

Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.

Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет её пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство - это я»); за результаты своей деятельности не несёт юридической ответственности.

Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.

Республика - форма правления, при которой государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет своё функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти; представительная власть сменяема, избирается на определённый срок; законодательно закрепляется и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.

В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

(По В.Л. Кулапову )

Пояснение.

1) ответ на первый вопрос:

Под монархией автор понимает форму правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека - монарха, который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.

2) ответ на второй вопрос:

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Какие три признака республики указаны в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как каждый из этих признаков воплощается в конституционном строе Российской Федерации.

Пояснение.

В правильном ответе должны быть названы три признака республики и приведены соответствующие примеры реализации в конституционном строе России:

1) государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому коллегиальному, а не единоличному органу (например, в Российской Федерации все высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются коллегиальными, нижняя палата Федерального Собрания - Государственная дума - избирается непосредственно народом путём прямых выборов);

2) представительная власть сменяема, избирается на определённый срок (например, Государственная дума избирается на 5 лет);

3) законодательно закрепляется ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности (например, Правительство РФ несёт ответственность за свою деятельность перед Президентом РФ и Государственной думой, Президент и Государственная дума несут ответственность перед избирателями, Президент может быть отстранён от должности в случае совершения тяжкого преступления).

Могут быть приведены другие примеры реализации указанных признаков республики в конституционном строе России.

Используя текст и обществоведческие знания, укажите три способа изменения формы правления различных государств в процессе исторического развития.

Пояснение.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) форма правления может измениться эволюционным путём, когда правящие элиты осознают необходимость адаптации формы правления к изменившимся политическим, социальным, экономическим, культурным условиям;

2) форма правления может изменяться в результате революции, то есть резкого насильственного изменения направления политического развития;

3) форма правления может измениться в результате внешнеполитических потрясений (поражение в войне, иностранная оккупация).

Могут быть приведены другие способы изменения форм правления в процессе исторического развития.

Пояснение.

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) факторы по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:

Соотношение классовых сил, уровень культуры и традиции, которые сложились в результате исторического развития страны, национальный состав населения, особенности географического положения;

2) факторы не по тексту, обуславливающие специфику конкретной формы государства:

Могут быть названы религиозный (конфессиональный) состав населения, размер территории, степень политической активности населения.

Могут быть названы другие факторы.

Государство представляет собой единство содержание и формы. Значение формы государства очень велико. От того насколько форма государства адекватно соответствует его содержанию и иным объективным факторам зависит эффективность действия механизма государства.

Форма государства - это внешняя организация государственной власти, выражающаяся в форме правления, форме государственного устройства политическом (государственном) режиме.

Форма государства во многом определяется его содержанием, то есть существующим механизмом государства и осуществляемыми государством функциями. Зависит она и от сущности государства, его социального назначения. Другими слова, прямое влияние на нее оказывает расстановка социальных сил в обществе, их потребности и возможности.

На форму государства влияют множество конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Среди них необходимо назвать экономические, политические, социальные, духовные и иные факторы - это и уровень экономического развития, величина территории страны, ее национальны состав, накопленные исторические традиции, уровень культуры и цивилизованности народа, степень влияния других государств т. д.

Следует отметить, что влияние этих факторов не так однозначно, как иногда пытаются представить, утверждая, например, то, что большая территория и многонациональность способствует установлению федеративной формы государственного устройства. При желании можно утверждать как раз обратное, эти факторы могут провоцировать постоянные центробежные тенденции, для их нейтрализации требуется установление унитарной формы устройства.

Современная наука считает форму государства состоящей из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Но такое понимание сложилось не сразу, некоторые авторы вслед за традицией, идущей с древнего мира, до сих пор отождествляют форму государства с формой правления, другие включают в это понятие форму правления и форму государственного устройства. И все-таки большинство авторов исходит из трехэлементного состава формы государства.

«Идеальное государство» по Платону

Платон считал, что государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку.

Идеальное государство – это справедливое правление лучших и благородных.

Все служат государству, занимаются своими делами и не вмешиваются в чужие. Таким образом, в государстве царит справедливость и равенство.

Платон, в принципе, отрицал наличие рабов в своем идеальном государстве, однако допускал их небольшое количество из числа военнопленных.


Переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

Согласно Платону, справедливое и совершенное государство – это высшее из всего, что может существовать на земле. Поэтому человек живет ради государства, а не государство – ради человека.

«Идеальное государство» по Аристотелю

Аристотель указал на огромное значение политики в жизни человеческого общества.

Он выдвинул предположение о естественном происхождении государства; считал, что человек – это политическое существо.

Аристотель разработал достаточно глубокое для своего времени учение о государстве, попытался дать его определение. В его представлении, город-государство – это высшая форма объединения людей, отражение сущности человека как политического существа. Главная цель государства – достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан.

Залогом стабильности государства он считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан.

Аристотель высказывал идею верховенства закона.

Лучшей формой правления для идеального государства он считал политию.

Будучи большим реалистом, чем Платон, он хорошо понимал, что идеальное государство в земных условиях едва ли удастся создать в силу слабости и несовершенства человеческого рода. А поэтому в реальной жизни принцип жесткого подчинения индивидуального всеобщему нередко выливается в самую страшную тиранию.

Понятие формы государства относится к важнейшим характеристикам государства. Оно позволяет установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране. Изучить государство с точки зрения его формы – значит рассмотреть его строение, основные составные части, внутреннюю структуру, методы осуществления государственной власти.

Традиционно под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и государственного (политического) режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

a) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой – государства различного вида могут иметь одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Форма правления.

Форма правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы.

Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой власть принадлежит одному лицу – монарху и переходит, как правило, по наследству.

Монарх не несет юридической ответственности за свои деяния, управляет государством по собственному усмотрению, сам издает законы, назначает чиновников на все высшие должности, вершит высший суд.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления.

В литературе различают абсолютные (неограниченные) монархии и ограниченные.

При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. Неограниченная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).

Среди ограниченных монархий различают:

- дуалистическую;

- парламентарную.

Дуалистической называют монархию, в которой существует двойственность (дуализм) верховной власти: монарх, представляющий интересы феодалов, сохраняет всю полноту исполнительной власти. При этом законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из избранных народом представителей. Однако в ряде случаев парламент фактически подчиняется монарху, который обладает правом вето на принимаемые парламентом законы, что не дает возможности им вступить в силу. Кроме того, монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже большую нормативную силу по сравнению с ними. Подобная форма государственного правления в настоящее время – в Марокко, Иордании и некоторых других странах арабского мира.

Парламентарная монархия отличается тем, что монарх как глава исполнительной власти в правах ограничен, и это юридически закреплено в Конституции. Поэтому в литературе такую монархию нередко называют конституционной.

В парламентарной монархии статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. При такой форме правления правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха в значительной степени символична. Примерами парламентарной монархии служит Англия, Дания, Испания и др.

В литературе иногда упоминается и теократическая монархия, когда монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной (например, в Ватикане религиозный лидер является главой государства).

Республика это такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок, при этом избранные представители несут юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом.

Современные республики подразделяются на:

Парламентарные;

Президентские;

Смешанные.

Парламентарная республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Главными функциями парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. В таких республиках глава государства избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Любое действие главы государства может быть реализовано только с согласия правительства. Известный российский исследователь Ю.А.Дмитриев пишет: «…положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение монарха в парламентарных монархиях, его функции главы государства носят чисто номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства…».

Примером парламентских республик являются Германия, Италия, Венгрия, Чехия и др.

Президентская республика – форма правления, где президент, избираемый на определенный срок, является главой государства и главой исполнительной власти.

Характерными признаками президентской республики можно считать следующие:

Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента;

Ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

Президент лишен права роспуска парламента;

Президент является верховным главнокомандующим.

Главный признак президентской республики – независимость ветвей власти друг от друга, выражающаяся, прежде всего, в отсутствии ответственности исполнительной власти перед парламентом.

При этом в различных странах президентская форма правления имеет свои особенности. В современных цивилизованных государствах президентская форма правления действует на основе принципа разделения властей. В таких государствах в Конституции закрепляется сложная система эффективно действующего механизма взаимных «сдержек и противовесов».

В качестве примера президентской республики можно назвать США, Мексику, Бразилию и др.

Смешанная (полупрезидентская) республика сочетает в себе основные черты парламентской и президентской форм правления, а также новые черты.

Для республики смешанного типа правления характерно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. Президент избирается народом, но не возглавляет исполнительную власть, имеет право роспуска парламента или его нижней палаты в случае непреодолимого конфликта между ними (парламентом и исполнительной властью). Такое положение закреплено, например, во Франции.

Следует отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути дела, все государства облекаются именно в названные формы.

Долженков Денис Игоревич

Реферат подробно рассматривает факторы влияющие на формирования той или иной формы государства, раскрывает признаки основных форм политического устройства государств; объясняет почему исторически формируются разные формы государства; позволяет понять, почему в разных странах сформировались разные формы государства.вание той или иной формы государства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования города Таганрога

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиалом) «РГЭУ (РИНХ)»

Наименование секции: Культурология

Исследовательская работа

Тема: «Факторы влияющие на формирование формы государства»

Долженков Денис Игоревич,

10 «А» класс,

МОБУ СОШ№36.

Руководитель:

Девяткина Елена Николаевна,

Учитель истории, МОБУ СОШ№36

г. Таганрог

2015 г.

Введение

  1. Понятие формы государства. Основные классификации государств
  2. Факторы влияющие на формирование политического режима

Заключение

Введение

Любое государство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слажено действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. Проблема формы государства связана с определением его территориального построения, созданием высших органов государства, взаимодействием их между собой и населением, методами осуществления государственной власти. Она является одной из важнейших в характеристике такого общественного явления, как государство.

Актуальность темы диктуется еще и тем, что в научно-правовой мысли советского периода подчеркивалось значение в основном "содержания" государства, особенно его "классовой" стороны. При этом не всегда обращалось внимание на то, что содержание "формировано", что форма есть способ существования и выражения содержания, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна.

В силу указанных обстоятельств существует настоятельная потребность в дальнейшей углубленной разработке этой проблемы, показе структуры формы государства и на основе практики государственного строительства, проведении классификации государственных форм и их анализе.

Актуальность исследования обусловлена также тем, что в последние годы благодаря трудам ученых-правоведов накоплен значительный фактический материал по проблемам определения форм государства, порой противоречивый, который требует систематизации и обобщения.

И, наконец, особую злободневность исследование приобретает на современном этапе, когда разрушение СССР, отказ от прежней политической и социально-экономической системы породили новые вопросы государственного устройства (формы государства). Как мы видим неправильное определение формы территориального устройства, необходимого стране, может вызвать социальные конфликты, такие как, например, в Украине.

В этой связи большой интерес представляет исторический опыт, накопленный государствами мира, использование которого может помочь многим странам решение проблем, связанных с будущей формой их государств.

Происходящие в стране и во всем мировом сообществе перемены требуют по-новому взглянуть на многие традиционные проблемы, в том числе на проблему формы государства, их эволюцию и классификацию. При этом особого внимания заслуживают новые условия и реалии в России.

В ходе изучения источников возникла гипотеза : в истории существует множество различных форм государства и некоторые неоднозначно трактуются историками. Если мы научимся лучше разбираться в их признаках и факторах, влияющих на их формирование, то в будущем сможем более сознательно участвовать в политической жизни.

Исходя из вышесказанного я ставлю перед собой следующие задачи :

Изучить исторические источники, раскрывающие признаки различных форм государства;

Раскрыть признаки основных форм политического устройства государств;

Объяснить, почему исторически формируются разные формы государства;

Понять, почему в разных странах сформировались разные формы государства.

1. Понятие формы государства.

Основные классификации государств

Форма государства - это способ организации и реализации государственной власти, устройство политической организации общества, призванная обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

Форма государства так или иначе зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.

Форма государства определяет:

1) порядок формирования органов государственной власти;

2) структуру государственных органов;

3) особенность территориальной самостоятельности населения;

4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

5) специфику отношений государственных органов и населения;

6) приемы, способы, методы осуществления политической власти.

Можно отметить многообразие форм государств в современном мире. Это определяется тем, что форма каждого конкретного государства складывается под действием множества факторов.

Общепризнанная классификация форм государства отсутствует

Существует два подхода к изучению понятия формы государства.

Элементный подход. Форма государства - это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Этот подход весьма удобен, так как он отличается чёткостью, удобен для анализа и запоминания. Однако он не даёт синтезированного представления о форме государства в целом.

Системный подход. Форма государства - это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).

Мы рассмотрим элементный подход классификации формы государства:

1) По форме правления.

2) По форме государственно-территориального устройства.

3) По политическому режиму .

  1. Факторы влияющие на формирование формы правления

По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

Форма правления зависит от многих факторов. Первое – от способа передачи верховной государственной власти, второе – от способа организации этой власти. Если власть передается по наследству на неопределенный срок, то это монархия. Если власть передается через выборы на установленный срок, то это республика. В зависимости от статуса монарха, монархия делится на абсолютную – вся власть принадлежит монарху (Бахрейн, Оман, Кувейт), дуалистическую – власть монарха поделена с выборным органом (Иордания, Марокко, Непал) и ограниченную – у монарха власть практически отсутствует (Великобритания, Япония, Бельгия). А республика бывает президентской – глава государства является главой правительства (США, Латинская Америка), полупрезидентской (смешанной) – власть главы государства и парламента (Россия, Франция) и парламентской – вся власть в руках парламента (Германия, Индия, Италия) .

Абсолютные монархии в части стран унаследовали от предшествующей формы монархии представительные органы (кортесы в Испании, генеральные штаты во Франции и т. д.). Однако даже там, где при переходе к абсолютной монархии они были ликвидированы (земские соборы в России) государям приходилось так или иначе считаться с мнением подданных, часто выражавшемся через рекомендации советчиков, народные восстания, угрозу дворцовых переворотов и цареубийств . В марксизме неограниченную монархию называют по-разному в зависимости от общественно-экономической формации: для азиатского способа производства используют термин «деспотия», а для эпохи перехода от феодализма к капитализму - «абсолютная монархия» .На протяжении всего XIX века, после Великой французской революции, происходит процесс постепенной демократизации и ограничения власти монарха. Однако этот процесс проходил неравномерно, например, в России и Турции абсолютная монархия просуществовала вплоть до XX века .

Дуалистическая монархия появилась в XVIII в. в результате компромисса между растущей буржуазией и еще властвующей феодальной верхушкой общества и являлась исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При такой форме преобладание все же остается за монархом и его окружением. Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными. Власть монарха ограничена конституцией, но он наделен исполнительной властью, которую может осуществлять непосредственно или через назначаемое им правительство; формирует правительство; издает чрезвычайные указы, имеющие силу закона, которые не нуждаются в одобрении парламентом; имеет право отлагательного вето по отношению к законам парламента (без его утверждения закон в силу не вступит); может распустить парламент. Официально правительство несет двойную ответственность, но реально оно подчинено монарху. Парламент не может путем вотума недоверия или иным способом отправить правительство в отставку. Он может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Этот достаточно мощный рычаг используется лишь раз в году. Депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой. Разделение властей при данной форме правления обычно урезанное; политический режим носит авторитарный характер. Например, Марокко, Монако и Объединенные Арабские Эмираты.

Конституционная монархия появилась в Странах Содружества. По сути, власть находится в руках парламента. То есть, монарх власти вообще не имеет. Например, страны Британского содружества – Австралия, Великобритания, Канада и другие.

Факторы, влияющие на выбор формы правления – монархии

  • 1. Существование нескольких сословий.
  • 2. Существование представительного органа власти.
  • 3. Исторические традиции государства.
  • 4. Большое внимание «роду» правителя.
  • 5. Политико-правовые идеи государства.
  • 6. Менталитет населения.

Что же мы знаем о республиках?

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной ‒ в руках парламента.

Полупрезидентская (смешанная) республик а ‒ с одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока) .Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской. Такая форма правления установлена в таких странах, как Россия, Украина, Хорватия, Сербия, Черногория и другие.

Парламентская республика ‒ разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой. Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию. Страны с парламентской республикой – Италия, Турция, Германия и другие .

Факторы, влияющие на выбор формы правления - республики

  • 1. Особенности исторического развития государства.
  • 2. Исторические традиции.
  • 3. Отсутствие деления людей на «классы» и сословия.
  • 4. Частое изменение международного уровня государства.
  • 5. Постоянное недоверие политическому лидеру страны .
  1. Факторы влияющие на формирование формы государственно-территориального устройства

По форме государственно-территориального устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные. Рассмотрим каждый тип отдельно.

Унитарное государство - форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно территориальные единицы. В составе унитарного государства могут быть автономные образования.

Основными признаками унитарного государства являются

В свою очередь, унитарные государства могут быть централизованными - если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления, и децентрализованными - местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Исторически первичной и заметно преобладавшей до XX в. формой государственного устройства было унитарное государство, хотя сам термин «унитарное» имеет позднее происхождение (XIX в.) и является антонимом термина «федеративное». В качестве исторических примеров унитарных государств можно привести деспотии Древнего Востока, полисы Древней Греции, Римскую империю. Начиная с эпохи Возрождения (XIV в.), продолжаясь в Новое Время (конец XVI - конец XIX вв.), в Европе идут процессы складывания крупных унитарных государств, которые доказывают свое преимущество перед временными «союзами» мелких государств . Он однозначно высказался в пользу единого (унитарного) государства (на примерах Испании, Франции, Турции), оценивая трагическую ситуацию своей родины - раздробленной Италии. Его предсказания подтвердились. Сильные унитарные государства, захватив ресурсы практически всей планеты, превратились в колониальные империи, долгое время определявшие судьбы мира. К ним можно отнести Великобританию, Францию, Испанию, Нидерланды. В то же время раздробленность надолго затормозила политическое и экономическое развитие таких стран, как Италия и Германия, объединившихся только в начале 1870-х гг. Необходимо добавить, что сильным унитарным государством в XVIII-XIX вв. была и Пруссия, которая объединила Германию .

Следуя за мыслителями, занимавшимися политическими проблемами и вопросами государственного устройства (Платон, Макиавелли, Гоббс, Гегель, Ортега-и-Гассет, Чичерин), попробуем сформулировать, что способствует складыванию унитарного государства и его длительной устойчивости.

Можно выделить следующие факторы формирования унитарного государства:

1. Однородность населения или значительное преобладание одного культурно-исторического и национального типа населения, что включает в себя:

  • единство языка (близость языков, диалектов); Например, Франция.
  • единство истории (научной и мифологической, т. е. единые мифы происхождения, герои, общие героические и трагические периоды истории); Например, государства бывшего СССР, кроме стран Прибалтики; мифы Древней Греции в современной Греции и мифы Древнего Рима в современной Италии.
  • единство религиозное или существование ведущей «государственной» религии (или сосуществование неантагонистических религий); Например, в Западной Европе – католическое христианство, в Беларуси, России, Армении, Украине
  • православное христианство, в странах Кавказа – в основном ислам;
  • схожесть массового менталитета (мировосприятия и поведения), который включает в себя как рациональные стороны, так и подсознательные, иррациональные, автоматично-традиционные. Например, Китай.

2. Сильное внешнее давление (угроза) - осознание населением общности перед лицом внешнего врага. Но в то же время сильно сплачивает и общность внешних завоевательных задач, национальная гордость победителей (Древний Рим, Испания в XV-XVI вв.), так называемая общность перед «вызовом истории».

3. Удобство сильного единого унитарного государства для экономической деятельности, создания единого экономического пространства. Например, РФ. Они включают в себя (наряду с другими):

Территориальную специализацию (разделение труда);

Единство и богатство ресурсов;

Отсутствие внутренних таможенных барьеров

Единство налогообложения;

Единую валюту;

Защиту от внешней экономической экспансии (протекционизм в отношении отечественной экономики);

Единое правовое поле в экономике;

Общие выгоды от использования колоний .

Важным является и еще один признак, который, является одним из составляющих менталитета, но из-за особой важности может быть специально выделен. Это исторически сложившаяся устойчивая привычка «уважения» к власти, к элите всех видов, умение добровольно ей подчиняться, понимание не только своей пользы, но и общей. Такое качество можно назвать уровнем политической культуры, что совсем необязательно впрямую связано с общим уровнем культуры.

Например, Япония

Кроме того, унитарные государства бывают централизованными и децентрализованными . Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Централизованные государства – Украина, Туркменистан. Децентрализованные – Испания и другие.

Федерация - сложное, союзное государство, объединяющее административно-территориальные или национальные образования - субъектов (членов) федерации, которые обладают значительной степенью самостоятельности

Признаки федерации:

Виды федераций:

Существует такое понятие, как «мягкая» федерация - федерации, субъекты которой имеют право сецессии – выхода из состава федерации. Предполагалось, что таким должен стать союз России и Белоруссии (ныне имеющий признаки конфедерации). А также по итогам всесоюзного референдума 1991 года, таким должен был стать Союз Суверенных Государств, но после августовского путча ГКЧП проект был свернут.

Примерами современных федераций могут служить:

  • Российская федерация
  • Соединенные Штаты Америки
  • Австрийская Республика
  • Швейцарская Конфедерация (несмотря на название)
  • Федеративная Республика Германия
  • Судан
  • Сомали

Таким образом мы узнали о унитарных и федеративных государствах.

«Выбор формы» государства имеет огромное значение для страны, так как неправильный «выбор» может вызвать социальные конфликты. Из-за объединения людей разных национальностей и категорически разных взглядов мы можем встречать всевозможные конфликты. Например, в унитарной Украине проживали в равном процентном отношении русские и украинцы. После того, как требование русского населения изменить устройство государства на федеративное отклонили, произошла оптация Крыма и образование непризнанных республик – ДНР и ЛНР на востоке страны. Именно после провозглашения ДНР и ЛНР началась гражданская война, которая унесла и продолжает уносить множество жизней невинного населения. Также по тем же причинам, население Шотландии выступает за отделение от Британского Королевства, каталонцы и баски – от Испании, и так далее.

Главной особенностью «выбора» формы государственно-территориального устройства можно считать количество национальностей, проживающих в каждом конкретном государстве. В унитарных государствах чаще всего проживают представители одной национальности. Например, в Китае – только китайцы, в Армении – армяне, в Египте – египтяне. В федерациях чаще всего мы встречаем представителей нескольких национальностей. Например, в России – русские, татары, башкиры, калмыки, казахи и другие.

Самым «запутанным» типом государственно-территориального устройства я считаю конфедерацию.

Конфедерация - объединение нескольких суверенных государств для координации совместных действий. Это самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления, которые не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны-участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор.

Признаки конфедерации:

Конфедерация является переходной формой территориального устройства. То есть, в конце концов страны-конфедерации либо сливаются в одну страну (унитарную или федерализированную), либо распадаются на несколько отдельных, не связанных узами конфедерации.

Примеры конфедераций . Ранее существовавшие конфедерация – Швейцария (1291-1848), Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865).

Ныне существуют только три конфедерации, по которым у политологов нет разногласий – Босния и Герцеговина, Содружество Наций и Европейский Союз (хотя законодательно его статус не закреплен).

В истории существует множество различных форм государства и некоторые неоднозначно трактуются историками. Например, Речь Посполитая и СНГ.

Речь Посполитая возникла в 1569 году на основании Люблинской унии – государственный союз между Великим Княжеством Литовским и Польским Королевством. В унии сказано, что данное государство является федерацией. Но, несмотря на это, некоторые историки считают, что Речь Посполитая – федерация. Проверим эту точку зрения исходя из признаков конфедерации

  • Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ. – В Речи Посполитой была общая граница и единая территория. Признак отпадает.
  • Отсутствие общих законодательных органов и системы управления. Признак отпадает
  • Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы. Признак отпадает
  • Наличие суверенитета конфедерации, сохранение суверенитета и международного статуса участников. Признак отпадает
  • Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств. Признак отпадает
  • Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса. Признак отпадает
  • Наличие права выхода из состава конфедерации. Признак соблюдается

(на основании Люблинской унии)

Таким образом, Речь Посполитая – федеративное государство.

Следующим непонятным объединением является Содружество Независимых Государств. Правовая природа Содружества независимых государств (СНГ) в российской науке международного права определяется неоднозначно. По мнению В.В. Пустогарова, по своим целям и принципам, построению и формам деятельности СНГ относится к международным организациям, имеющим существенные конфедеративные элементы. И.П. Блищенко высказывает сомнение в том, что СНГ уже оформилось в конфедерацию, но его нельзя признать и международной организацией. Он считает, что это новое, еще не известное ни науке, ни практике международное образование, которое можно определить как международно-правовое объединение особого рода, имеющее переходный характер .

Причина данных разногласий видимо коренится в том, что первоначальные учредительные акты СНГ весьма туманно и расплывчато определяют характер создаваемого на их основе объединения государств. В самом деле, Алма-Атинская декларация 1991 г. сформулировала понятие создаваемого объединения по принципу: "ни то, ни это". В ней говорится, что "Содружество не является ни государством, ни надгосударственным образованием". Из этой фразы можно составить представление о том, что учредители СНГ не хотели создавать, но весьма трудно установить хотя бы контуры желаемого ими объединения. Устав СНГ не внес ясности в данный вопрос, указав в абз. 3 ст. 1, что "Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями" .

Таким образом, даже сами создатели СНГ не могут точно сказать, является оно конфедерацией или межгосударственным объединением. Поэтому, логично будет пока что не относить СНГ ни к конфедерациям, ни к МО, пока сами члены СНГ не решат, чем они являются. Тоесть, мы можем видеть, как несколько стран попытались объединиться в конфедерацию, но у них это не получилось. В итоге остались несколько суверенных государств. Если идея объединения не исчезнет, то вскоре мы сможем увидеть уже конфедерацию нескольких бывших республик СССР. Если у них это получится, то со временем конфедерация, скорее всего, превратится в ассоциированное государство, а затем в одно целое.

Проекты конфедераций:

Демократическая Конфедеративная Республика Корё - проект организации конфедеративного корейского государства, предложенный в конце 1980-х годов президентом КНДР Ким Ир Сеном. Перспективы реального объединения страны и тогда, и сейчас представляются очень призрачными в связи с тем, что Северная и Южная Кореи придерживаются разных идеологий.

Но, начиная с 1990-х годов, две страны делают очень небольшие шаги к объединению в виде ограниченных представительских и культурных контактов между населением, решения технических вопросов по стыковке инфраструктур, совместного выступления в некоторых видах большого спорта и на культурных мероприятиях и тому подобное.

Кроме того, союз России и Беларуси с 26 января 2000 года имеет черты конфедерации. Хотя известно, что Россия и Белоруссия стремятся к «мягкой» федерации. Учитывая взгляды Александра Лукашенко, мы можем прогнозировать, что в ближайшее время союз так и останется союзом, хотя в долгосрочной перспективе может вполне перерасти в конфедерацию, а затем в одно государство.

Ассоциированное государство - форма конфедерации из объединившихся на двусторонней основе неравнозначных государств, при которой меньшее государство, формально сохраняя суверенитет и независимость, доверяет значимую часть своих властных полномочий большему государству. Как правило, это внешняя политика, связь, транспорт, вооружённые силы.

Ныне существуют:

  1. Ватикан с Италией. При этом Италия и Ватикан являются суверенными унитарными государствами.
  2. Аруба, Кюрасао, Синт-Мартен и Нидерландами.
  3. Острова Кука, Ниуэ с Новой Зеландией. При этом Новая Зеландия – унитарное государство, входящее в конфедерацию – Содружество Наций.
  4. Азад Кашмир и Пакистан
  5. США + Пуэрто-Рико + Северные Марианские острова + Федеративные Штаты Микронезии + Маршалловы Острова + Палау
  6. Франция + Монако + Новая Каледония
  7. Франция и Испания + Андорра (При этом Андорра ассоциирована сразу с двумя государствами)
  8. Швейцария + Лихтенштейн
  9. КНР + Гонконг + Макао

Скорее всего, данные мелкие государства станут частью одного большого.

Также ранее существовали и другие ассоциированные государства, вскоре вошедшие в состав основного государства, например Татарстан и Россия. (Татарстан стал субъектом РФ, тоесть слился в одно государство с РФ).

  1. Основные факторы, влияющие на формирование политического режима:

По политическому режиму государства подразделяются на тоталитаризм, деспотию, тиранию, фашистский, авторитарный, демократический и др. По основным признакам их можно подразделить на демократические и недемократические. К недемократическим можно отнести тоталитарные и авторитарные режимы.

Политический режим определяется наличием в государстве прав и свобод граждан. В тоталитарном они отсутствуют полностью, в авторитарном их очень мало, а в демократическом – они присутствуют в полном объеме. Примером тоталитарного государства служит Северная Корея, примером авторитарного государства – Чили, Иран, страны Арабского Востока, а примером демократии – США, Российская Федерация, страны Европы.

Тоталитаризм получил широкое распространение в 20 веке в странах, которые отставали от модернизации. Главная особенность тоталитаризма – отсутствие прав и свобод граждан. В этих странах (Германия (при Гитлере), СССР (при Сталине), Северная Корея ныне (При Ким Чен Ыне)) проводилась неорганическая (догоняющая) модернизация, отличительная особенность которой в том, что она проводится по инициативе государства и под его контролем. Для осуществления контроля и мобилизации всех сил общества на решение задач модернизации и используются инструменты тоталитарного политического режима: карательные и репрессивные органы, запрет на деятельность профсоюзов, политических партий, ограничение влияния церкви и интеллигенции.

Авторитаризм - политический режим, при котором носитель власти (например, диктатор) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительное мнение на этот счёт носителя данной власти . Чаще всего возникает после смягчения тоталитаризма (СССР), либо после революций. Авторитаризм, как форма политической власти часто сочетается с автократией (Форма отношения к власти) и диктатурой (Форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (так как революция происходит тогда, когда существующая правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а иной правовой системы пока не существует. Революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь таким образом в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти). Таким образом, с полной уверенностью можно сказать, что Украина 2013-2015 годов (при временном правительстве Турчинова и нынешнем правительстве Порошенко) является авторитарной страной, несмотря на то, что официально установлена демократия.

Самая многочисленная форма правления – демократия . С момента своего возникновения демократия была концепцией, открытой для интерпретаций. Её история фактически является не только историей борьбы между сторонниками народовластия и его противниками, но и историей дискуссий среди сторонников. Демократия в её современном понимании имеет своё начало в Древней Греции и Древнем Риме, традициях средневековых городов-государств и развитии представительных органов власти в Европе и некоторых британских колониях в новое время. На сегодняшний день число функционирующих демократических режимов в мире является самым большим за всю мировую историю. Более половины населения мира живёт в странах, где периодически проводятся выборы. Народ повсеместно провозглашается источником политической власти, и даже диктатуры обычно подают свои действия от имени народа. Выборы, даже когда они сфальсифицированы, стали существенным ритуалом легитимизации власти. По мнению издателей известной энциклопедии «Британика», на рубеже XXI века демократические институты в более трети стран мира были сравнимыми с институтами старейших демократий.

На формирование политического режима влияют следующие факторы:

  • 1. Харизматичность лидера государства;
  • 2. Исторические традиции;
  • 3. Политико-правовые идеи;
  • 4. Национальный состав населения;
  • 5. Международное положение государства;
  • 6. Возможность контроля общественной жизни людей.

Вопрос о форме политического режима в РФ для многих политологов остается дискуссионным. В Российской Федерации демократия официально установлена Конституцией как форма политического режима . Но по мнению авторитетной организации Freedom House и журнала «The Economist», Россия не является демократической страной, а имеет политический режим – открытую анократию (переход от авторитаризма к демократии) .

Если по основным признакам проанализировать форму политического режима в РФ, то мы установим что:

  • Главным источником власти и носителем суверенитета признается народ, который может осуществлять свою власть непосредственно, а также через выбранных представителей.
  • Права и свободы граждан РФ преобладают над их обязанностями и носят фактический, а не декларативный характер.
  • Проведение всеобщего тайного альтернативного всенародного голосования – признак демократии, который соблюдается в РФ.
  • В России официально установлена многопартийность, которая существует, не только декларативно, но и фактически.
  • Идеологический плюрализм.
  • Существует реальное разделение властей.
  • Срок полномочий Президента ограничен 6 годами и не может быть более 2-х сроков подряд.
  • Существует свобода слова. Цензура запрещена законом.
  • Активно функционирует местное самоуправление и другие институты гражданского общества.

Таким образом, мы можем констатировать, что в РФ существует демократия.

Заключение

Таким образом, конфедерацией чаще всего являются союзы государств, которые позже приводят к соединению этих государств, либо наоборот – одно большое государство распадается на несколько маленьких и становится конфедерацией. Ассоциированное государство – ступень между конфедерацией и слиянием государств.

Из всех трех видов государственно-территориального устройства, самым редко встречающимся, запутанным и до конца неизведенныи, является конфедеративное образование. Унитарное государство чаще всего – государство, в котором проживают представители одной национальности, федерация – крупные государства, в которых большая смесь национального состава население, и конфедерация – своего рода союз нескольких суверенных государств.

Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

  • исторические традиции развития национальных государств;
  • исторические особенности становления национальной государственности;
  • социально-экономические и культурные факторы;
  • природные и климатические условия;
  • религиозные традиции
  • реальное соотношение социальных сил в стране;
  • национальный состав населения страны;
  • менталитет населения;
  • зарубежный опыт;
  • уровень жизни населения;
  • степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;
  • внешние факторы (международное положение и т. д.).
  • роль мирового сообщества.

А также прямо и непосредственно влияет на установление формы конкретного государства соотношение социальных сил, политическая борьба и её результаты.

Список использованной литературы

  1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. - Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.- М., Астрель,- 2012г.
  2. Брезгулевская Н.В. Виды федераций и модели федерализма.- СПб., ун-та.- 2005г.
  3. Васильев А.В. Теория права и государства.- М., Флинта.- 2008г.
  4. Википедия – свободная энциклопедия. www.ru.wikipedia.org/wiki
  5. Гессен В.М. – Автономия. Федерация. Национальный вопрос – СПб.- Народ и Свобода.- 1996г.
  6. Капустин А.Я. – Проблема взаимодействия права Содружества Независимых Государств (СНГ) с внутренним правом Российской Федерации - http://www.centrlaw.ru/publikacii/page27/index.html
  7. Кареев Н.И. Западноевропейская монархия XVI-XVIII веков.- М.-2009г.
  8. Конституция Российской Федерации.-СПб.- Литера- 2014.
  9. Макиавелли Н. Государь. Размышления над первой декадой Тита Ливия.- Минск.- 2004г.
  10. Михайлова С.Ю. Конфедерация. Вопросы теории и практики. Автореферат к диссертации.- Уфа.- 2006г.

    Цит. по: Капустин А.Я. Проблема взаимодействия права Содружества Независимых Государств (СНГ) с внутренним правом Российской Федерации.- http://www.centrlaw.ru/publikacii/page27/index.html